РП_родн литер_5-9

Подписано цифровой подписью:
Ситник Ольга Владимировна Директор
МБОУ СОШ № 4
DN: cn=Ситник Ольга Владимировна
Директор МБОУ СОШ № 4
Дата: 2021.07.05 09:02:41 +05'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 4
(в ред. от 21.06.2019г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
родная литература на русском языке
основное общее образование
5-9 класс

2019

1. Основное содержание учебного предмета «Родная литература»
на уровне основного общего образования*
Русская литература XIX века
• Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. Система образов
персонажей. Тема, проблематика идея литературного произведения. Формирование и развитие
представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом
построенном автором. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное. Формирование умений осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не
только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
• Р.р. Написание сочинения по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Воспитание
квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера.
• Русская литература XX века
• Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…»;
А.Н.Плещеев «Весна»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н.Майков
«Ласточки»; И.З.Суриков «Зима». Осознание коммуникативно-эстетических возможностей
языка. Изобразительно-выразительные средства в стихотворении.
• В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Сюжет и композиция произведения. Тема,
проблематика идея литературного произведения. Система образов персонажей. Осознание
значимости чтения для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя. Овладение процедурами
смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п. Понимание родной
литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни. Гармонизация отношений человека и общества. Развитие способности
понимать литературное произведение, отражающие разные этнокультурные традиции.
• В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Сюжет рассказа.
Образ главного героя.
Формирование
умений
воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального
осмысления.
Автобиографичность
литературного
произведения.
Воспитание квалифицированного читателя, способного создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение. Обеспечение культурной самоидентификации,
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка. Развитие способности
понимать художественное произведение, отражающее разные этнокультурные традиции.
• Р.р. Написание сочинения по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Воспитание
квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях

разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера.
• А.П.Платонов Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Тема, проблематика, идея
произведения. Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание культурноэстетических возможностей родного языка.
•
• 2.Планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования
Литература на родном языке
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
3. Тематическое планирование
5 класс
Блок

Тема

Устное народное Сказка – вид народной
прозы. Виды сказок. Из
творчество
рассказов о сказочниках.

Из

Общее представление о

Кол-во
часов

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

2

Различать сказки волшебные,
бытовые и сказки о животных.
Инсценировать одну из сказок о
животных.
Выявлять характерные для
народных сказок художественные
приёмы (постоянные эпитеты,
троекратные повторы).

1

Пересказывать самостоятельно
прочитанную сказку.
Характеризовать сюжет

древнерусской
литературы

древнерусской литературе
(обзор)

Из литературы
19 века

Сопоставление «Сказки о
мёртвой
царевне…»А.С.Пушкина с
народной и сказки
«В.А.Жуковского «Спящая
царевна»
А. С. Пушкин. Лирика.
«Няне»
А. Погорельский. «Черная
курица или подземные
жители»
Н.А. Некрасов.
«Крестьянские дети»

1

Русские поэты о Родине,
родной природе и о себе. А.
А. Фет. «Чудная картина»,
«Весенний дождь»
Ф.И.Тютчев, А.Н.Никитин
А.Н.Майков «Зимняя ночь в
деревне», И.З Суриков
«Зима»

4

С.А.Есенин. «Я покинул
родимый дом». «Низкий дом
с голубыми ставнями»

2

Из литературы
XX века

1
2

1

произведения, его тематику,
проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Воспринимать текст литера-турного
произведения. Выра-зительно
читать фрагменты произведений
русской лите-ратуры первой
половины XIX в.
Характеризовать сюжет
произведения, его тематику,
проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Проводить
диспут. Учить наизусть одно из
авторских отступлений.
Оценивать выразительность
художественного языка автора.
Определять главную идею
произведения и показывать
особенности её
проявления в литературной сказке.
Подобрать материалы для
биографии с использованием
справочной литературы и ресурсов
Интернета.
Подбирать цитаты из текста
литературного произведения по
заданной теме.
Составлять план, в том числе
цитатный, литературного
произведения. Делать выводы об
особенностях художественного
мира, сюжетов, проблематики и
тематики произведения.
• прослушивание звукозаписи
актёрского чтения • восприятие
стихотворения • поиск незнакомых
слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной
литературы • ответы на вопросы (с
использованием цитирования). •
характеристика и нравственная
оценка героев стихотворения •
поиск цитатных примеров,
иллюстрирующих понятия
сравнение, гипербола, эпитет,
метафора, звукопись.
• соотношение фактов биографии
поэта, эпохи и содержание
произведения • прослушивание
звукозаписи актёрского чтения
фрагментов стихов С.А. Есенина •
анализ стихотворений поэта о

П.П.Бажов. «Малахитовая
шкатулка».

1

Русские поэты XX века о
Родине и родной
природе..Н.М.Рубцов.
«Родная деревня»

2

Итого

родном доме
• восприятие звукозаписи
актёрского чтения • поиск
незнакомых слов и определение их
значения с помощью словарей и
справочной литературы • поиск
цитатных примеров,
иллюстрирующих понятия с к а з, с
к а з к а • сопоставление этих
понятий в таблице
• прослушивание звукозаписи
актёрского чтения • восприятие
выразительного чтения
стихотворений поэта • анализ
стихотворений • выявление
художественно значимых
изобразительно-выразительных
средств языка поэта • подбор
цитатных примеров,
иллюстрирующих понятия
«пейзаж», «звукопись».

17 ч.

•

6 класс

Блок

Тема

Устное народное Обрядовый фольклор.
Весенние, летние и осенние
творчество
песни

Из литературы
XVIII века

Русские басни. И.И.
Дмитриев «Муха».
Осуждение безделья, лени,
хвастовства.

Из русской
литературы 19
века

Количес Характеристика основных видов
тво
деятельности обучающихся
часов
1 ч.
• актуализация сведений о фольклоре
• восприятие актёрского исполнения
обрядовых песен. • поиск
незнакомых слов и определение их
значения • выявление
художественных особенностей
обрядовых песен
1 ч.
Выразительно читать басни. Давать
устный или письменный ответ на
вопрос по тексту произведения.
7 ч.

А. С. Пушкин«Зимнее
утро».
Двусложные размеры стиха
М. Ю. Лермонтов. «Три
пальмы». Двусложные и
трехсложные размеры стиха
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте.
Особенности изображения

1

1

1

Выявлять признаки лирического рода
литературного произведения. Учить
наизусть стихотворения, при чтении
обращать внимание на
художественные средства
живописного описания окружающего
мира. Внимательно читать
стихотворения. Находить
олицетворения, противопоставления

Из русской
литературы 20
века

Родная природа
в
стихотворениях
русских поэтов
XX века
.

Итоговый урок

Итого

природы в лирике Тютчева.
Психологизм, гармоничность 1
и музыкальность
поэтической речи Тютчева и
Фета
Внеклассное
1
чтение.Произведения
уральских писателей XIX
века о жизни народа
Родная природа в стих-х
2
русских поэтов 19 века Я.
Полонский,
Е.А.Баратынский,
А.К.Толстой, А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов,
Ф.И.Тютчев
6 ч.

и эпитеты в стихотворениях.
Выразительно читать наизусть
лирические стихотворения.

А. П. Платонов. Страницы
жизни и творчества.
“Неизвестный цветок
В.М. Шукшин. Героичудики: правдоискатели,
праведники.

Делать выводы об особенностях
художественного мира, сюжетов,
проблематики и тематики
произведений конкретного писателя.

2

1

«Критики».
Человек и природа в «тихой» 1
лирике Рубцова. «Листья
осенние», «В горнице»

Русские поэты XX века о
Родине и родной природе:
А.А.Блок, С.А.Есенин,
А.А.Ахматова

1

Выразительное чтение
стихотворений о родной
природе

1

Повторение, обобщение.

2 ч.

17 ч.
•
•

Находить ошибки и редактировать
черновые варианты собственных
письменных работ.
Подбирать и обобщать
дополнительный материал о
биографии и творчестве поэтов.
Читать выразительно произведение с
учётом его жанровой специфики .
Находить олицетворения,
противопоставления и эпитеты в
стихотворениях.

Выступать с развёрнутыми
письменными сообщениями,
обобщающими наблюдениями.
Писать контрольное сочинение.

•
•

7 класс

Блок

Тема

Устное народное
творчество

Из литературы
XVIII века

Кол-во
часов
2 ч.

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Русские былины Киевского и 1
Новгородского циклов.
«Садко»
Пословицы и поговорки
1

Актуализация сведений о фольклоре.
Поиск незнакомых слов и определение
их значения Выявление
художественных особенностей былин.
Различать пословицы и поговорки.
Использовать пословицы и поговорки
в устных и письменных
высказываниях

Г.Р. Державин.
Стихотворения «Река времен
в своем стремленьи…», «На
птичку», «Признание»

Характеризовать сюжет произведения,
его тематику, проблематику, идейноэмо-циональное содержание.

Из русской
литературы 19
века

1 ч.

7 ч.
А.С.Пушкин «Станционный
смотритель»
М.Ю.Лермонтов
Стихотворения «Когда
волнуется желтеющая нива»,
«Ангел», «Молитва»
Патриотический пафос
повести «Тарас Бульба» Н.В.
Гоголя. Подготовка к
сочинению
Н.А.Некрасов Поэма
«Русские женщины»:
«Княгиня Трубецкая»
М.Е.Салтыков-Щедрин
«Дикий помещик»
А.П.Чехов.
«Злоумышленник»
Край ты мой, родимый край!

1

Вн.чт. И.А.Бунин «Лапти»,
«В деревне»
М.Горький «Старуха
Изергиль»: «Легенда о
Данко»
В.В.Маяковский «Хорошее
отношение к лошадям»

1

Из русской
литературы 20
века

1

1

1

1
1
1
7 ч.

1

1

Оценивать выразительность
художественного языка автора.
Определять главную идею
произведения и показывать
особенности её
проявления в литературной сказке.
Подобрать материалы для биографии
с использованием справочной
литературы и ресурсов Интернета.
Подбирать цитаты из текста
литературного произведения по
заданной теме.
Составлять план, в том числе
цитатный, литературного
произведения. Делать выводы об
особенностях художественного мира,
сюжетов, проблематики и тематики
произведения.

Делать выводы об особенностях
художественного мира, сюжетов,
проблематики и тематики
произведений конкретного писателя.
Оценивать выразительность
художественного языка автора.
Определять главную идею

Итого

А.Т.Твардовский
Стихотворения поэта.
Е.И.Носов «Живое пламя »

1

«Тихая моя родина» Стихи
В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба,
С.А.Есенина, Н.М.Рубцова,
Н.А.Заболоцкого
Песни на стихи русских
поэтов XX века

1

1

1

17 ч.

произведения и показывать
особенности её
проявления в литературной сказке.
Подобрать материалы для биографии
с использованием справочной
литературы и ресурсов Интернета.
Подбирать цитаты из текста
литературного произведения по
заданной теме.
Составлять план, в том числе
цитатный, литературного
произведения. Делать выводы об
особенностях художественного мира,
сюжетов, проблематики и тематики
произведения.
Подбирать и обобщать
дополнительный материал о
биографии и творчестве поэтов.
Читать выразительно произведение с
учётом его жанровой специфики .
Находить олицетворения,
противопоставления и эпитеты в
стихотворениях.

9 класс
Блок

Тема

Колво
часов
1 ч.

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся

О древнерусской
литературе

1

Характеризовать
художественную уникальность
жанровой системы литературы
Древней Руси, выявлять
идейный и художественный
потенциал древнерусской
литературы в новой
и новейшей литературе
России. Воспринимать
древнерусский текст в
современном переводе и его
фрагменты в оригинале.
Выразительно читать
фрагменты произведений
древнерусской литера-туры.
Характеризовать героя
древнерусской литературы.
Выявлять характерные
для произведений
древнерусской литературы
темы, образы и приёмы
изображения человека.
Соотносить содержание жития
с требованиями житийного
канона. Находить в тексте
незнакомые слова и
определять их значение.
Формулировать вопросы
по тексту произведения.
Давать устный или
письменный ответ на вопрос
по тексту произведения.
Описывать в сочинении свой
опыт чита-тельской
интерпретации «Слова о полку
Игореве»

Из древнерусской
литературы

Русская
литература XVIII
века

4 ч.
О русской
литературе 1
XVIII века. Классицизм.
1
Г.Р. Державин. Жизнь и
творчество. «Властителям и
судиям» Тема

Знакомиться с канонами
классицизма. Выявлять
правила комедии классицизма. Читать по ролям
отрывки из комедии.

несправедливости сильных
мира сего.

Шедевры русской
литературы 19
века

Тема поэта и поэзии в
лирике Державина.
«Памятник». Мысль о
бессмертии поэта.
Традиции и новаторство в
творчестве Державина.

1

А.Н.Радищев. Главы
«Путешествия из
Петербурга в Москву»
(«Чудово», «Пешки»,
«Спасская Полесть»).
Особенности
повествования, жанра
путешествия и его
содержательного
наполнения.

1

Знакомиться с национальной
самобытностью
отечественного классицизма,
его гражданским,
патриотическим пафосом.
Выявлять в тексте
произведений особенности
поэтики жанра оды.
Выразительно читать оды
Выявлять правила комедии
классицизма.
Соотносить содержание
произведений русской
литературы XVIII в. с
особенностями русского
Просвещения и классицизма.
Описывать опыт читательской
интерпретации классического
или современного произведения.
Подбирать и обобщать
дополнительный материал о
биографии и творчестве
писателя (Д.И. Фонвизина).
Анализировать литературное
произведение с учётом
идейно-эстетических,
художественных особенностей
сентиментализма.
Подбирать и обобщать
дополнительный материал о
биографии и творчестве
Н.М. Карамзина.
Читать осознанно
художественное произведение,
эмо-ционально откликаться на
прочитанное, выражать личное
читательское отношение к
прочитанному

17 ч.
О русской литературе XIX 1
века. Романтизм.
Жанр баллады в творчестве
1
Жуковского. Баллада
«Светлана». Нравственный
мир героини баллады.
1
И.А.Гончаров «Мильон
терзаний». Работа с
критической литературой.

Выявлять художественно
значимые изобразительновыразительные средства языка
писателя (поэтический
словарь, тропы, поэтический
синтаксис, фоника и др.) и
определять их
художественную функцию
в произведении. Определять

Язык комедии.
«К Чаадаеву». Проблема
свободы, служения Родине.
Тема свободы и власти в
лирике Пушкина: «К
морю», «Анчар».

1

Любовь как гармония душ в 1
интимной лирике Пушкина:
«На холмах Грузии...», «Я
вас любил».
Анализ лирического
стихотворения
А.С.Пушкина

1

А.С.Пушкин «Цыганы» как
романтическая поэма.
Герои поэмы.

1

«Евгений Онегин» как
энциклопедия русской
жизни. Реализм романа.
Белинский, Писарев о
романе.

1

1
Маленькие трагедии
Пушкина
«Моцарт и Сальери».
Понятие о реализме
Адресаты любовной лирики 1
Лермонтова.
Эпоха безвременья в
лирике Лермонтова:
«Дума», «Предсказание».
Тема России и ее
своеобразие: «Родина».

1

Печорин как представитель
«портрета поколения».

1

Чичиков как новый герой
эпохи и антигерой. Анализ
XI главы.

1

Лирические отступления в
поэме

1

родовую принадлежность
литературного произведения,
выделяя характерные признаки
эпоса, лирики и драмы.
Конспектировать литературнокритическую статью.
Готовить развёрнутый устный
или письменный ответ (составление плана, подбор цитат
из текста, необходимых
фактов при рассказе о жизни
и творчестве писателя, об
истории создания
произведения, убедительных
аргумен-тов при ответе
на проблемный вопрос).
Давать жанровую характеристику изучаемого
литературного произведения.
Писать аннотации, отзывы и
рецензии на литературные
произведения либо на их
театральные или
кинематографические версии.
Выявлять особенности
русской реалистической
литературы в сопос-тавлении
с отечественной литературой
предшествующих эпох и
зарубежной литературой в
форме развёрнутых устных
или письменных ответов,
сочинений
литературоведческого
характера.
Готовить исследование
(коллективное под
руководством учителя или
индивидуальное по плану,
предложенному
преподавателем) особенностей
реализма одного
из программных произведений
Воспринимать форму
и содержание литературного
произве-дения в свете
общеэстетических
характеристик искусства и
литературы определённой
эпохи.
Анализировать литературное

Души живые и мертвые в
поэме Н.В. Гоголя
(изображение народа).

1

Поэма в оценке Белинского. 1
Подготовка к домашнему
сочинению.
А.Н. Островский. Слово о
писателе. «Бедность не
порок». Патриархальный
мир в пьесе и угроза его
распада.
Литература XX
века

произведение с учётом
идейно-эстетических,
художественных особенностей
основных литературных
направлений (классицизм,
сентиментализм, романтизм,
реализм)

1

9 ч.
Многообразие жанров и
направлений в литературе
XX века.

1

А. Блок. Слово о поэте.
Высокие идеалы и
предчувствие перемен в
лирике Блока.

1

С Есенин. Слово о поэте.
Тема Родины в лирике
Есенина.

1

Размышления о жизни,
любви, природе,
предназначении человека в
лирике Есенина.

1

В. Маяковский. Слово о
поэте. Новаторство поэзии
Маяковского.

1

Образ Родины в
лирическом цикле
Цветаевой «Стихи о
Москве».

1

Стихи Ахматовой о поэте и
поэзии.

1

Б.Пастернак. Слово о поэте. 1
Вечность и современность в
стихах о природе и о

Определять тему и идею
произведения, пересказывать
сюжет, характеризовать
персона-жей, давать их
сравнительные
характеристики, определять
основной конфликт,
группировку образов,
основные этапы развития
сюжета, харак-теризовать
своеобразие языка писателя.
Характеризовать героя
русской литературы первой
половины XX в. Подбирать и
обобщать дополнительный
материал о биографии и
творчестве А.П. Чехова.
Сопоставлять сюжеты,
персонажей литературных
произведений
Делать выводы об
особенностях
художественного мира,
сюжетов, проблематики и
тематики произведений
конкретного писателя.
Писать сочинение
на литературном материале и с
исполь-зованием собственного
жизненного и читательского
опыта
Характеризовать героя
русской литературы первой
половины XX в.Выразительно
читать наизусть лирические

любви.
Военная тема в творчестве.
«Я убит подо Ржевом».
Романсы и песни
на слова русских
писателей 19-20
в.в.

3 ч.

Романс и песня.
Резерв

Итого

1

2
1

34 ч.

сти-хотворения и фрагменты
произведений русской
литературы первой половины
XX в.
Проводить индивидуальную
работу по подготовке
рефератов и докладов по
проблемам русской
литературы XX в.
с последующим
рецензированием несколькими
учащимися и обсуждением
наиболее интересных работ
в классе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».