РП_Русск_яз_5-9

Подписано цифровой подписью: Ситник Ольга
Владимировна Директор МБОУ СОШ № 4
DN: cn=Ситник Ольга Владимировна Директор
МБОУ СОШ № 4
Дата: 2021.07.05 09:03:37 +05'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 4
(в ред. от 21.06.2019г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
русский язык
основное общее образование
5-9 класс

2019

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметными результатами изучения предмета
«Русский язык» являются:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными
предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного
языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными
нормами
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;

 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания ;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные

гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
2. Содержание учебного предмета
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения.
Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на
личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе,
поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне
основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование
коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее
компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой
компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и
использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его
устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и
ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность
обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых
явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют
их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и
понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы,
необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют
их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и
понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы,
необходимые для изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение
содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения
в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:

формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю
культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку
межнационального общения;

усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их
углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их
использование при анализе и оценке языковых фактов;

овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного
использования языковых средств;

овладение основными видами речевой деятельности, использование
возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия

для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального
совершенствования;

для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их
гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды,
формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации
социальных проектов и программ;

для знакомства обучающихся с методами научного познания;

для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектно-исследовательскй и художественной деятельности;

для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими
основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи
(монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и
устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья,
рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение,
статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность,
заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование,
описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы,

объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного
характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями,
диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный,
этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства
общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык
русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык,
понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты,
просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических
единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение
их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского
языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков
в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность,
подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв.
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на
письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков;
ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная
пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая
сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный
словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской
лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный,
нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и
заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства
выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным
лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная
классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой
самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место
причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и
звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы
образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица,
его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные

члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные,
распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной
структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены
предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные
конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка
(нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы
построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного
предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении;
построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным,
присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой»,
«который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения
предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной
речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе
морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных
орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки
препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном
предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

3. Тематическое планирование
5 класс
Блок

Язык и общение
(2 ч.)

Повторение
изученного в
начальных классах (21
ч.)

СИНТАКСИС и
ПУНКТУАЦИЯ. (33 ч.)

Тема

Колво
часов

Читаем учебник. Слушаем на
Язык и человек. Общение
устное и письменное.
Входной мониторинг
Р. Р. Стили речи.
Звуки и буквы. Произношение
и правописание.

1 ч.

Орфограмма.
Правописание проверяемых
безударных гласных в корне.
Правописание проверяемых
согласных в корне слова.
Правописание
непроизносимых согласных в
корне слова.
Буквы и, у, а после шипящих.
Разделительные ъ и ь.
Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Контрольный словарный
диктант.
Входной контроль (тест)
Части речи.
Глагол.

1 ч.
1 ч.

-Тся и –ться в глаголах
Личные окончания глаголов.
Не с глаголами
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимение.
Контрольный диктант с
грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Синтаксис и пунктуация.

1 ч.
2 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

Словосочетание.
Разбор словосочетаний.
Самостоятельная работа.
Предложение. Виды
предложений по цели
высказывания.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.

1 ч.

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Слушание учителя
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Слушание учителя
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике
Отбор материала из
нескольких
источников
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок

Слушание учителя
Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или

Р. Р. Сжатое изложение по
рассказу В. П. Катаева.
Восклицательные
предложения.
Члены предложения. Главные
члены предложения.
Подлежащее.
Сказуемое.
Тире между подлежащим и
сказуемым.
Самостоятельная работа по
теме «Главные члены
предложения»
Нераспространенные и
распространенные
предложения.
Второстепенные члены
предложения
Дополнение.
Определение.
Обстоятельство.
Самостоятельная работа по
теме «Второстепенные члены
предложения»
Предложения с однородными
членами и знаки препинания
при них. Обобщающие слова
при однородных членах.
Предложения с обращениями
Синтаксический разбор
простого предложения.
Р. Р. Сочинение по картине Ф.
П. Решетникова «Мальчишки».
Пунктуационный разбор
простого предложения.
Простые и сложные
предложения.
Синтаксический разбор
сложного предложения.
Самостоятельная работа по
теме «Простые и сложные
предложения»
Предложения с прямой речью.
Диалог.
Повторение и систематизация
знаний по теме «Синтаксис и
пунктуация».
Контрольный диктант с
грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над
ошибками

2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

3 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Просмотр
познавательных
фильмов
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных

ФОНЕТИКА.
ОРФОЭПИЯ.
ГРАФИКА.
ОРФОГРАФИЯ. (14 ч.)

Фонетика.
Гласные звуки.

1 ч.

Согласные звуки.
Изменение звуков в потоке
речи.
Согласные твердые и мягкие.
Р. Р. Повествование.
Обучающее изложение с
элементами описания (по
рассказу К. Г. Паустовского
«Шкатулка»).
Согласные звонкие и глухие.
Графика.
Алфавит.
Обозначение мягкости
согласных с помощью мягкого
знака.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Орфоэпия.
Фонетический разбор слова.
Повторение изученного в
разделе «Фонетика и графика».
Самостоятельная работа по
теме «Фонетика»
Р. Р. Описание предметов,
изображенных на картине (Ф.
Толстой «Цветы, фрукты,
птицы»).
Слово и его лексическое
значение. Однозначные и
многозначные слова.
Прямое и переносное значение
слов.
Омонимы.
Синонимы.
Р. Р. Контрольное сочинение
по картине (И. Э. Грабарь.
«Февральская лазурь»).
Антонимы.
Повторение изученного в
разделе «Лексика».
Самостоятельная работа по
теме «Лексика».

1 ч.
1 ч.

МОРФЕМИКА.
Морфема - наименьшая
ОРФОГРАФИЯ.
значимая часть слова.
КУЛЬТУРА РЕЧИ. ( 19 Изменение и образование слов
ч.)
Окончание. Основа слова.

1 ч.

ЛЕКСИКА ( 8 ч.)

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

Слушание учителя
Отбор материала из
нескольких
источников
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Решение различных
экспериментальных
задач
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Слушание учителя
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Слушание учителя
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Анализ таблиц,

МОРФОЛОГИЯ (51 ч.)
ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(18 ч.)

Корень слова.
Контрольный словарный
диктант.
Суффикс.
Приставка.
Р. Р. Выборочное изложение с
изменением лица.
Чередование звуков. Беглые
гласные.
Варианты морфем.
Морфемный разбор.
Правописание гласных и
согласных в приставках.
Буквы З и С на конце
приставок.

1 ч.

Буквы а – о в корнях –лаг- - лож-.
Буквы а – о в корнях –раст, рос-, -ращ-.
Буквы О – Ё после шипящих в
корне.
Буквы И – Ы после Ц.
Повторение изученного в
разделе «Морфемика.
Орфография».
Самостоятельная работа по
теме «Морфемика».
Контрольный диктант с
грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над
ошибками
Р. Р. Сочинение – описание
изображенного по картине (П.
П. Кончаловский. «Сирень в
корзине»)
Имя существительное как
часть речи.

1 ч.

Имена существительные
одушевленные и
неодушевленные.
Имена существительные
собственные и нарицательные.
Контрольный словарный
диктант.
Род имен существительных.
Имена существительные,
которые имеют только форму
множественного числа. Имена
существительные, которые

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

схем
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Решение различных
экспериментальных
задач
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных

1 ч.
1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

Слушание учителя
Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов

ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
(8 ч. )

имеют только форму
единственного числа.
Р. Р. Элементы рассуждения в
повествовании. Сжатое
изложение (Е. Пермяк. «Перо и
чернильница»).
Три склонения имен
существительных.
Падежи имен
существительных.
Правописание гласных в
падежных окончаниях
существительных в
единственном числе.
Р. Р. Подробное изложение с
изменением лица.
Множественное число имен
существительных.
Правописание О – Е после
шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
Морфологический разбор
имени существительного.
Повторение изученного по
теме «Имя существительное».
Р. Р. Устное сочинение по
картине (Г. Г. Нисский.
«Февраль. Подмосковье»).
Контрольный тест.
Анализ теста и работа над
ошибками.
Имя прилагательное как часть
речи.
Правописание гласных в
падежных окончаниях имен
прилагательных.
Прилагательные полные и
краткие.
Р. Р. Контрольное сочинение
Описание животного на основе
изображенного. Сочинение по
картине (А. Н. Комаров.
«Наводнение»).
Морфологический разбор
имени прилагательного.
Повторение изученного по
теме «Имя прилагательное».
Контрольный диктант с
грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над
ошибками.

1 ч.

1 ч.
2 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Просмотр
познавательных
фильмов
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Решение различных
экспериментальных
задач
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных

ГЛАГОЛ (25 ч.)

ПОВТОРЕНИЕ И
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ИЗУЧЕННОГО (10 ч.)

Глагол как часть речи.

1 ч.

Не с глаголами.
Неопределенная форма
глагола. Контрольный
словарный диктант.
Правописание -ться и –тся в
глаголах.
Виды глагола.
Правописание букв е – и в
корнях с чередованием.
Время глагола.
Прошедшее время глагола.
Настоящее время глагола.
Будущее время глаголов.

1 ч.
1 ч.

Спряжение глаголов.
Правописание безударных
личных окончаний глаголов.
Самостоятельная работа по
теме «Спряжение глагола».
Морфологический разбор
глагола.
Р. Р. Сжатое изложение с
изменением формы лица (А. Ф.
Савчук. «Шоколадный торт»).
Мягкий знак после шипящих в
глаголах второго лица
единственного числа.
Употребление времен
Употребление «живописного
настоящего» в повествовании..
Повторение изученного по
теме «Глагол».
Контрольный диктант с
грамматическим заданием.

1 ч.
2 ч.

Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Р. Р. Сочинение-рассказ по
рисунку (О. Попович. «Не
взяли на рыбалку»).
Разделы науки о языке.

1 ч.

Орфограммы в приставках и
корнях слов.
Итоговое тестирование.
Анализ работы. Работа над
ошибками.

2 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

Слушание учителя
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из

Орфограммы в окончаниях
слов.
Употребление букв Ъ и Ь.
Раздельные написания.
Знаки препинания в простом и
сложном предложении.

Итого

6 класс
Блок

Язык. Речь. Общение.
(2 ч.)

Повторение
изученного в 5 классе
(8 ч.)

Текст (4 ч.)

2 ч.
1 ч.
2 ч.

нескольких
источников
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Анализ
раздаточных
материалов

158 ч.

Тема

Колво
часов

Русский язык – один из
развитых языков мира.
Язык, речь, общение.

1 ч.

Фонетика. Орфоэпия.

1 ч.

Морфемы
в
слове.
Орфограммы в приставках и в
корнях слов. Контрольный
словарный диктант.
Части речи. Орфограммы в
окончаниях слов.
Словосочетание.
Простое
предложение.
Знаки
препинания.
Сочинение
на
тему
«Интересная встреча»
Сложное
предложение.
Запятые
в
сложном
предложении. Синтаксический
разбор предложений.
Прямая речь. Диалог. Р. Р.
Составление диалога на тему
по выбору.
Входной контроль
(контрольный тест)

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Слушание учителя
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Слушание учителя
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных

1 ч.

Текст, его особенности. Тема и 1 ч.
основная
мысль
текста.
Заглавие текста.
Начальные
и
конечные 1 ч.

Слушание учителя
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научно-

Лексика. Культура
речи. (11 ч.)

Фразеология. Культура
речи. (4 ч.)

предложения
текста.
Ключевые слова. Основные
признаки текста.
Р.Р.Составление продолжения
текста по данному началу.
Текст
и
стили
речи.
Официально-деловой
стиль
речи.
Комплексный анализ текста.
Слово и его лексическое
значение.
Собирание материалов к
сочинению. Устное сочинение
– описание картины (А. П.
Герасимов «После дождя»)
Общеупотребительные слова.
Профессионализмы.
Диалектизмы.
Р.Р. Сжатое изложение
Новые слова (неологизмы)
Устаревшие слова.
Словари.
Повторение
изученного
в
разделе «Лексика. Культура
речи».
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Фразеологизмы.
Источники фразеологизмов.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Повторение
изученного
в 1 ч.
разделе
«Фразеология.
Культура речи».
Контрольный тест «Лексика.
1 ч.
Фразеология»

Словообразование.
Орфография. Культура
речи. (26 ч.)

Морфемика
словообразование.

и 1 ч.

Основные
способы 3 ч.
образования слов в русском
языке.
Самостоятельная работа по
теме
«Основные
способы
образования слов»
Р.Р.
Систематизация 1 ч.
материалов
к сочинению.
Сложный план.
Буквы а и о в корнях –кос- 1 ч.

популярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Доказательство
своей точки зрения
Слушание учителя
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Систематизация
Просмотр
познавательных
фильмов
Анализ
раздаточных
материалов
Слушание учителя
Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Написание
докладов
Слушание учителя
Отбор материала из
нескольких
источников
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Анализ таблиц,
схем

Морфология.
Орфография. Культура
речи. (118 ч.)
Имя существительное
(22 ч.)

- кас-.
Буквы а и о в корнях –гор- - гар-.
Буквы а и о в корнях –зор- - зар-.
Буквы ы и и после приставок.
Гласные в приставках пре- и
при-.
Самостоятельная работа по
теме «Гласные в приставках
пре- и при-»
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Соединительные гласные о и е
в сложных словах.
Сложносокращённые слова.
Р. Р. Контрольное сочинение –
описание изображённого на
картине
(Т.
Н.
Яблонская.«Утро»)
Морфемный
и
словообразовательный разбор
слова.
Самостоятельная работа по
теме «Орфография»
Повторение изученного в
разделе «Словообразование.
Орфография. Культура речи».
Контрольный тест
Морфология.
Повторение изученного в 5
классе. Имя существительное
как часть речи.
Разносклоняемые
имена
существительные.
Буква е в суффиксе
-енсуществительных на
-мя.
Несклоняемые
имена
существительные.
Род
несклоняемых
имён
существительных.
Имена
существительные
общего рода.
Морфологический
разбор
имени существительного.
Р.Р. Сочинение-описание по
личным впечатлениям.

1 ч.
1 ч.
2 ч.
3 ч.

2 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.

2 ч.

Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Решение различных
экспериментальных
задач
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных

2 ч.
1 ч.
2 ч.

2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Слушание учителя
Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение

Имя прилагательное
(29 ч.)

Не
с
именами
существительными.
Буквы ч и щ в суффиксе –чик (щик).
Гласные
в
суффиксах
существительных –ек и –ик.
Гласные о и е после шипящих
в суффиксах существительных.
Повторение
изученного
в
разделе
«Имя
существительное».
Контрольный
тест
«Имя
существительное».
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Повторение изученного в 5
классе. Имя прилагательное
как часть речи.
Степени
сравнения
имён
прилагательных.
Разряды имён прилагательных
по значению. Качественные
прилагательные.
Относительные
прилагательные.
Р.Р. Контрольное изложение
«Возвращение Владимира в
отчий дом» (по отрывку из
повести А. С. Пушкина
«Дубровский»)
Притяжательные
прилагательные.
Морфологический
разбор
имени прилагательного.
Не с прилагательными.
Гласные о и е после шипящих
в суффиксах прилагательных.
Р.Р.
Сочинение-описание
природы по картине (Н. П.
Крымов. «Зимний вечер»).
Одна и две буквы н в
суффиксах прилагательных.
Контрольный
словарный
диктант.
Различение
на
письме
суффиксов прилагательных –ки –ск-.
Дефисное и слитное написание
сложных прилагательных.
Повторение
изученного
в

2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

2 ч.

1 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

2 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
2 ч.
3 ч.

1 ч.
2 ч.
2 ч.

упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Просмотр
познавательных
фильмов
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Решение различных
экспериментальных
задач
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных

Имя числительное (19
ч.)

Местоимение (21 ч.)

разделе «Имя прилагательное».
Контрольный
тест
«Имя
прилагательное»
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Анализ
и
работа
над
ошибками.
Имя числительное как часть
речи.
Простые
и
составные
числительные.
Мягкий знак на конце и в
середине числительных.
Порядковые числительные.
Разряды
количественных
числительных.
Числительные, обозначающие
целые числа.
Дробные числительные.
Р.Р.
Составление
юмористического рассказа по
рисунку.
Собирательные числительные.
Морфологический
разбор
имени числительного.
Повторение
изученного
в
разделе «Имя числительное».
Контрольный
тест
«Имя
числительное».
Контрольный
диктант
с
грамматическим
заданием.
Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения.
Возвратное местоимение себя.
Р.Р. Рассказ по сюжетным
рисункам от 1-го лица на тему
«Как я однажды помогал
маме»
Вопросительные
и
относительные местоимения.
Неопределенные местоимения.
Отрицательные местоимения.
Притяжательные местоимения.
Указательные местоимения.
Определительные
местоимения.
Местоимения и другие части
речи.

2 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.

2 ч.

1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Глагол (27 ч.)

Повторение и
систематизация
изученного в 5 и 6
классах (20 ч.)

Морфологический
разбор
местоимения.
Р.Р. Контрольное сочинение по
картине
(Е.
В.
Сыромятникова.«Первые зрите
ли»)
Повторение
изученного
в
разделе «Местоимение».
Контрольный
тест
«Местоимение».
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Повторение изученного в 5
классе. Глагол как часть речи.
Р.Р. Сочинение-рассказ по
сюжетным рисункам на тему «
Стёпа
колет
дрова»
с
включением части готового
текста.
Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы
переходные
и
непереходные
Наклонение
глаголов.
Изъявительное наклонение.
Р.Р. Контрольное изложение.
Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
Р.Р. Рассказ по сюжетным
рисункам.
Употребление наклонений.
Контрольный
словарный
диктант.
Безличные глаголы.
Морфологический
разбор
глагола.
Правописание
гласных
в
суффиксах глаголов.
Повторение
изученного
в
разделе «Глагол».
Контрольный тест «Глагол».
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Разделы науки о языке

1 ч.

Орфография.

2 ч.

2 ч.

3 ч.

2 ч.

2 ч.
1 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
3 ч.
2 ч.

1 ч.

Слушание учителя
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Анализ таблиц,

Пунктуация.
2 ч.
Р.Р. Контрольное сочинение на 2 ч.
тему по выбору
Итоговый
контроль 2 ч.
(контрольный тест).
Работа над ошибками
Лексика и фразеология
Словообразование.
Морфология.
Синтаксис.
Резерв
Итого
7 класс
Блок

Тема

Введение (1 час)

1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
193
Колво
часов

Русский язык как
развивающееся явление
Повторение изученного Синтаксис. Синтаксический
в 5-6 классах (11 часов) разбор. Пунктуация.
Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Фонетика и орфография.
Фонетический разбор слова.
Словообразование и
орфография. Морфемный и
словообразовательный разбор.
Морфология и орфография.
Входной диагностический тест
Р.Р. Сочинение по картине
И.И. Бродского «Летний сад
осенью» (упр. 48)
Диалог как текст. Виды
диалога.
Словарный диктант.
Контрольный диктант по теме
«Повторение изученного
материала в 5-6 классах»
Анализ контрольной работы

1 ч.

Морфология и
орфография. Культура
речи. (99 часов)
Причастие (28 часов)

Причастие как часть речи.

2 ч.

Склонение причастий и
правописание гласных в
падежных окончаниях
причастий.

2 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Анализ
раздаточных
материалов
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Слушание учителя
Слушание учителя
Отбор материала из
нескольких
источников
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Слушание учителя
Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или

Причастный оборот.
Выделение причастного
оборота запятыми.
Самостоятельная работа.
Действительные и
страдательные причастия.
Краткие и полные
страдательные причастия.
Действительные причастия
настоящего времени. Гласные
в суффиксах действительных
причастий настоящего
времени.
Действительные причастия
прошедшего времени.
Страдательные причастия
настоящего времени. Гласные
в суффиксах страдательных
причастий настоящего
времени.
Страдательные причастия
прошедшего времени.
Гласные перед Н в полных и
кратких страдательных
причастиях прошедшего
времени.
Контрольная работа по теме
«Причастие как часть речи.
Причастный оборот»
Анализ контрольной работы
Н и НН в суффиксах
страдательных причастий
прошедшего времени и
отглагольных прилагательных.
Н и НН в суффиксах кратких
страдательных причастий и в
кратких отглагольных
прилагательных.
Морфологический разбор
причастия.
Слитное и раздельное
написание НЕ с причастиями.
Самостоятельная работа.
Буквы О и Ё после шипящих в
суффиксах страдательных
причастий прошедшего
времени.
Повторение изученного
материала о причастии.
Словарный диктант.
Контрольный диктант с
грамматическими заданиями

2 ч.

2 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.

1 ч.
2 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Просмотр
познавательных
фильмов
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Решение различных
экспериментальных
задач
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных

по теме «Причастие»
Анализ контрольного диктанта
Деепричастие (10 часов) Понятие о деепричастии.
Деепричастный оборот.
Запятые при деепричастном
обороте. Самостоятельная
работа.
Раздельное написание НЕ с
деепричастиями.
Деепричастия несовершенного
вида.
Деепричастия совершенного
вида.
Морфологический разбор
деепричастия.
Повторение изученного о
деепричастии.
Словарный диктант.
Контрольная работа по теме
«Деепричастие»
Наречие (22 часа)
Наречие как часть речи.
Употребление наречий в речи.
Разряды наречий.
Р.Р. Сочинение по картине И.
Попова «Первый снег» (упр
233)
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор
наречия.
Слитное и раздельное
написание НЕ с наречиями на
-О и –Е.
Урок – практикум по теме
«Употребление НЕ с разными
частями речи»
Буквы Е и И в приставках НЕи НИ- отрицательных наречий.
Н и НН в наречиях на –О и –Е.
Урок – практикум по теме
«Правописание Н и НН в
разных частях речи»
Буквы О и Е после шипящих
на конце наречий.
Буквы О и А на конце наречий
Дефис между частями слова в
наречиях.
Слитное и раздельное
написание приставок в
наречиях, образованных от
существительных и
количественных

1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.

числительных.
Самостоятельная работа.
Мягкий знак после шипящих
на конце наречий.
Повторение изученного о
наречии.
Словарный диктант.
Контрольный диктант с
грамматическими заданиями
по теме « Наречие»
Анализ контрольной работы
Учебно-научная речь (2 Отзыв
часа)
Учебный доклад
Категория состояния (5 Категория состояния как часть
часов)
речи.
Категория состояния как часть
речи. Морфологический
разбор слов категории
состояния.
Р.Р. Сжатое изложение (упр.
322)
Повторение изученного по
теме «Слова категории
состояния»
Самостоятельная работа.
Служебные части речи. Самостоятельные и служебные
Предлог (6 часов)
части речи. Предлог как часть
речи.
Непроизводные и производные
предлоги.
Простые и составные
предлоги. Морфологический
разбор предлогов.
Слитное и раздельное
написание предлогов.
Обобщающе-повторительный
урок по теме «Предлог». Тест.
Союз (12 часов)
Союз как часть речи.
Простые и составные союзы.
Союзы сочинительные и
подчинительные.
Запятая между простыми
предложениями в союзном
сложном предложении.
Проверочная работа по теме
«Пунктуация в простом и
сложном предложении»
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Морфологический разбор

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.

1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

союзов.
Слитное написание союзов
ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.
Самостоятельная работа.
Повторение сведений о
предлогах и союзах. Тест.
Частица (12 часов)
Частица как часть речи.
Разряды частиц.
Формообразующие частицы.
Смыслоразличительные
частицы.
Раздельное и дефисное
написание частиц.
Морфологический разбор
частицы.
Отрицательные частицы НЕ и
НИ.
Различение частицы и
приставки НЕ-.
Частица НИ, приставка НИ-,
союз НИ – НИ.
Повторение изученного
материала о частицах.
Словарный диктант.
Контрольный диктант по теме
«Служебные части речи»
Междометие (2 час)
Междометие как часть речи.
Дефис в междометиях. Знаки
препинания при междометиях.
Повторение изученного Разделы науки о русском
материала (12 часов)
языке. Текст. Стили речи.
Фонетика и графика.
Лексика и фразеология.
Морфемика.
Словообразование.
Итоговая контрольная работа
Анализ контрольной работы
Морфология. Орфография.
Синтаксис. Пунктуация.
Резерв

Итого

2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.

2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

123
ч.

Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Определение
свойств явлений по
признакам

8 класс
Блок

Тема

Введение (1 ч.)

Колво
часов

Функции русского языка в
современном мире.
Повторение изученного Языковая система. Фонетика и
в 5-7 классах (9 ч.)
графика. Орфография
Морфемика и
словообразование.
Лексикология и фразеология.
Морфология и синтаксис.

1 ч.

Строение текста и стили речи.

2 ч.

РР Сочинение по картине
И.Левитана «Осенний день.
Сокольники» упр.74.
Входной диктант с
грамматическим заданием.

1 ч.

Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Словосочетание. Строение
словосочетаний.

1 ч.

Виды связи в словосочетании.

2 ч.

Грамматическое значение
словосочетаний.
Синтаксический разбор
словосочетания.
Самостоятельная работа.
Строение и грамматическое
значение предложений

2 ч.

Интонация предложения.
РР Характеристика человека
Простое предложение.
Порядок слов в предложении.
Логическое ударение.
Подлежащее.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

Синтаксис и
пунктуация.
Словосочетание (6 ч.)

Синтаксис и
пунктуация.
Предложение. (6 ч.)

Двусоставные
предложения. Главные
члены предложения.
Второстепенные члены
предложения. (21 ч.)

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Слушание учителя
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Анализ
раздаточных
материалов
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Слушание учителя
Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Просмотр
познавательных

Односоставные
предложения (11 ч.)

Сказуемое. Простое
глагольное сказуемое
Составное глагольное
сказуемое
Составное именное сказуемое.
Выражение именной части
составного именного
сказуемого.
Тире между подлежащим и
сказуемым
РР Сжатое изложение
(упр.189)
Контрольная работа по теме
«Главные члены
предложения»
Дополнение.
Определение. Согласованное и
несогласованное определение.
Р/Р Изложение (упр.213) .
Приложение
Обстоятельство.
Основные виды обстоятельств.

1 ч.

РР Ораторская (публичная)
речь
Повторение по теме
«Двусоставное предложение»
Контрольная работа по теме
«Двусоставное предложение»
Основные группы
односоставных предложений.
Определѐнно-личные
предложения
Неопределѐнно-личные
предложения
Безличные предложения
РР Сочинение по картине К.
Юона «Мартовское солнце»
(упр.278)

1 ч.

Назывные предложения
Неполные предложения

1 ч.
1 ч.

Повторение по теме
«Односоставные
предложения». Контрольный
словарный диктант.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.

2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

2ч.
2 ч.
1 ч.

фильмов
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Решение
различных
экспериментальных
задач
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных

Предложения с
однородными членами
(52 ч.)
Однородные члены
предложения(10 ч.)

Предложения с
обособленны ми
членами (14 ч.)

Контрольный диктант с
грамматическими заданиями
по теме «Односоставные
предложения».
.
Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Понятие об однородных
членах предложения.

1 ч.

Однородные и неоднородные
определения
Однородные члены, связанные
сочинительными союзами, и
пунктуация при них
Обобщающие слова при
однородных членах
предложения. Знаки
препинания при них
Р. Р. Сочинение по картине Ф.
Васильева «Мокрый луг».

1 ч.

Обобщающий урок по теме
«Однородные члены
предложения». Контрольный
словарный диктант.
Контрольный диктант с
грамматическими заданиями
по теме «Однородные члены
предложения».

1 ч.

Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Понятие об обособленных
членах предложения.
Обособленные определения и
приложения.
Обособление приложений с
союзом КАК
Систематизация и обобщение
изученного по теме
«Обособленные определения и
приложения».
Самостоятельная работа.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

3 ч.

1ч.
1 ч.

Предложения с
обращениями,
вводными словами,
междометиями (8 ч.)

Способы передачи
чужой речи. Прямая и
косвенная речь (10 ч.)

Р/р Сочинение - рассуждение
Обособленные обстоятельства.
Обособление обстоятельств,
выраженных деепричастными
оборотами и одиночными
деепричастиями
Самостоятельная работа по
теме «Обособленные
обстоятельства»
Обособление уточняющих
членов предложения.
Обобщение по теме
«Обособленные члены
предложения»
Контрольный словарный
диктант.
Комплексный анализ текста по
теме «Обособленные члены
предложения»
Работа над ошибками.
Обращение и знаки
препинания при нём.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

Обращение и знаки
препинания при нём.
Самостоятельная работа.
Вводные слова и вводные
предложения. Знаки
препинания при них.

1 ч.

Вводные слова и вводные
предложения. Знаки
препинания при них.

1 ч.

Рр Сжатое изложение
(упр.440).
Вставные конструкции
Комплексный анализ текста по
теме «Вводные слова и
вводные предложения».
Предложения с прямой речью,
знаки препинания при них

1 ч.

Практикум. Диалог. Прямая
речь.

1 ч.

2 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.

2 ч.
1 ч.

2 ч.

Предложения с косвенной
речью. Замена прямой речи
косвенной
Цитаты и знаки препинания
при них. Контрольный
словарный диктант.
Обобщающий урок по теме
«Чужая речь».
Самостоятельная работа.
Р. Р. Сравнительная
характеристика двух лиц.
Итоговый контрольный тест (в
формате ОГЭ)
Работа над ошибками
Повторение изученного Словосочетание
в 8 классе (9 ч.)
Простое предложение.
Двусоставное предложение.
Односоставное предложение.
Предложение с однородными
членами.
Обособленные члены
предложения.
Предложения с обращениями
и вводными словами.
Способы передачи чужой
речи.
Пунктуация.
Текст.
Итого
9 класс
Блок

Введение (1 ч.)

Тема

Международное значение
русского языка
Повторение изученного Фонетика
в 5-8 классах (5 ч.)
Морфемика.
Словообразование.
Синтаксис словосочетания и
простого предложения. Текст.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов
Доказательство
своей точки зрения

1 ч.
1 ч.
1 ч.
105ч.

Колво
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Слушание учителя
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе

Контрольный орфоэпический
диктант.
Входной контрольный тест
Анализ работы

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение.
(1 ч.)
Основные виды сложных
предложений
Сложносочиненные
Сложносочиненные
предложения (5 ч.)
предложения. Основные
группы сложносочиненных
предложений по значению и
союзам.
Знаки препинания в
сложносочинённом
предложении
Повторение изученного о
сложносочиненном
предложении.
Контрольный словарный
диктант.
Контрольный диктант с
грамматическим заданием по
теме «Сложносочиненное
предложение»
Анализ работы
Сложноподчиненное
Строение
предложение (20 ч.)
сложноподчиненных
предложений.
Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении. Контрольный
орфоэпический диктант.
Основные группы
сложноподчинённых
предложений по их значению.
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
определительными.
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
изъяснительными
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
обстоятельственными.
Придаточные предложения
образа действия и степени

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.
1 ч.

Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Определение
свойств явлений по
признакам
Слушание учителя
Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Просмотр
познавательных
фильмов
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Решение различных
экспериментальных
задач

Бессоюзные сложные
предложения (11 ч.)

Придаточные предложения
места и времени. Контрольный
орфоэпический диктант.
Придаточные предложения
условия и причины
Придаточные предложения
цели
Придаточные предложения
сравнительные
Придаточные предложения
уступительные
Придаточные предложения
следствия
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
присоединительными
Повторение изученного о
сложноподчиненном
предложении. Контрольный
орфоэпический диктант.

1 ч.

Контрольная работа по теме
«Сложноподчиненные
предложения»
Контрольный диктант по
теме: «Сложноподчиненные
предложения»
Анализ контрольного
диктанта.
Основные виды
сложноподчиненных
предложений с двумя или
несколькими придаточными и
пунктуация в них
Самостоятельная работа по
теме «Сложноподчиненные
предложения с двумя или
несколькими придаточными»
Понятие о бессоюзном
сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном
предложении

1 ч.

Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном
предложении
Закрепление изученного о
бессоюзном сложном
предложении

2 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.
2 ч.

Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных

Самостоятельная работа по
теме «Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении»
Контрольный диктант по теме
«Бессоюзное сложное
предложение"
Анализ работ
Сложные предложения с Сложные предложения с
различными видами
различными видами союзной и
связи (4 ч.)
бессоюзной связи и
пунктуация в них
Контрольная работа по теме:
«Сложные предложения с
различными видами связи»
Анализ контрольной работы.
Русский литературный язык и
его стили
Контрольный словарный
диктант.
Повторение изученного Повторение изученного.
в 9 классе (27 ч.)
Фонетика. Графика.
Орфография.
Лексикология. Фразеология.
Орфография
Морфемика.
Словообразование.
Орфография.
Морфология. Орфография
Синтаксис. Пунктуация.
Итоговый комплексный анализ
текста
Итоговый контрольный тест в
формате ОГЭ
Анализ работ
Сжатое изложение. Приемы
сжатия информации
Тест ОГЭ
Сочинение-рассуждение
Пробные работы ОГЭ
Резерв

1 ч.

Итого

68 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
3 ч.
2 ч.

Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».