РП_родной язык 5-9

Подписано цифровой подписью: Ситник Ольга
Владимировна Директор МБОУ СОШ № 4
DN: cn=Ситник Ольга Владимировна Директор
МБОУ СОШ № 4
Дата: 2021.07.05 09:03:08 +05'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 4
(в ред. от 21.06.2019г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
родной (русский) язык
основное общее образование
5-9 класс

2019

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родной
язык» являются:



воспитание гражданина и патриота; формирование представления

о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание

национального

своеобразия

русского

языка;

формированиепознавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку,

а через него

– к родной культуре; воспитание

ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного
языка;воспитаниеуважительного отношения к культурам и языкам народов
России;овладение культурой межнационального общения;


совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;


углубление и при необходимости расширение знаний о таких

явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;


совершенствование

классифицировать

языковые

умений
факты,

опознавать,

оценивать

их

анализировать,
с

точки

зрения

нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с

текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;


развитие

проектного

и

исследовательского

мышления,

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»



Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа
формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.



Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им –
могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры
и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к
культурно-историческому опыту человечества.



Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие
людей, участвует в формировании сознания, самосознания и
мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком
определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении
способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно
выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать
и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в
ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей.



Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей

ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.


Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами, имеет особый статус: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем
способствует овладению будущей профессией.



Содержание курса «Русский родной язык» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка
как инструмента познания национальной культуры и самореализации в
ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки.Поэтому
учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время дляуглублённогоизучения основного курса
«Русский язык».



В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношениене к внутреннему
системному устройству языка, ак вопросам реализации языковой
системы в речи‚внешней сторонесуществования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом.Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности,
те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.



Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях

русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира,о национальном языке
как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей
страны и мира.


Содержание курса направлено на формирование представлений о языке
как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка, что способствует преодолению языкового
нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных
функций языковой кодификации.



Программой предусматривается расширение и углубление
межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку
не только в филологических образовательных областях, но и во всём
комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного
циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Русский родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского
родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в
образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы
(блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в образовательной организации, но не

дублируют ихи имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
«Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и
духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику
русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в
различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и
культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой
межнационального общения.
«Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка
во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего
поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного
и произвольного использования норм русского литературного языка для
создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в
устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов
норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений
пользоваться ими.
«Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их
взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых
умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников
ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать
речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра,
выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и

создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.

1. Содержание
Культура речи
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические, пунктуационные). Речевой этикет.
Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального общения.
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу
других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые
особенности
художественного
текста.
Основные
изобразительновыразительные средства русского языка и речи, их использование в речи
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Морфемика и словообразование
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков
в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Лексикология и фразеология
Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Исконно русские слова.
Морфология.
Основные морфологические нормы русского литературного языка
(нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных,
имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и
др.).
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и
согласных в составе морфем и на стыке морфем.
Синтаксис.
Единицы синтаксиса русского языка. Способы передачи чужой речи.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая
цельность, связность, завершенность).

2. Планируемые результаты
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и
родная литература":
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие
с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных
и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей
родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность.

3. Тематическое планирование.
5 класс
Блок

Тема

Кол- Характеристика
во
основных видов
часов деятельности
обучающихся
Речь. Речевая
Р. Р. Что мы знаем о
2
Слушание
деятельность. Текст тексте. Обучающее
учителя
изложение (По Г. А.
Доказательство
Скребицкому)
своей точки
зрения
Р. Р. Тема текста.
1
Поиск
Р. Р. Основная мысль
1
объяснения
текста.
наблюдаемым
Р. Р. Сочинение на
2
событиям
свободную тему.
Самостоятельная
работа с текстом
в учебнике,
научнопопулярной (и,
или
художественной)
литературе
Доказательство
своей точки
зрения
Язык и культура
Р. Р. Письмо.
1
Самостоятельная
работа с текстом
Р. Р. Описание предмета в 1
в учебнике,
художественном стиле.
научноСочинение-описание
популярной (и,
предмета.
или
художественной)
литературе
Отбор материала
из нескольких
источников
Культура речи
Р. Р. Сочинение по
1
Самостоятельная
личным впечатлениям.
работа с текстом
в учебнике,
Р. Р. Рассуждение.
2
научноСочинение –
популярной (и,
рассуждение.
или
Р. Р. Доказательства в
1

рассуждении.
Р. Р. Описание животного.
Р. Р. Рассказ.
Р. Р. Невыдуманный
рассказ (о себе).
Р. Р. Контрольное
сочинение на одну из тем
по выбору.
Итого

1
1
1
2

художественной)
литературе
Доказательство
своей точки
зрения
Систематизация
Отбор материала
из нескольких
источников

17

6 класс
Блок

Язык и культура

Культура речи

Тема

Кол- Характеристика
во
основных видов
часов деятельности
обучающихся
Р.Р. Ситуация общения.
1
Написание
докладов
Сочинение-рассказ.
1
Слушание и
Исконно русские и
1
анализ докладов
заимствованные слова
одноклассников
Составление сообщения о 1
Самостоятельная
возникновении
работа с текстом
фразеологизма (на выбор).
в учебнике,
научнопопулярной (и,
или
художественной)
литературе
Отбор материала
из нескольких
источников
Описание помещения.
1
Самостоятельная
работа с текстом
Этимология слов.
1
в учебнике,
Составление письма другу 1
научноСоставление устного
2
популярной (и,
публичного выступления
или
о происхождении имён.
художественной)
Описание природы.
1
литературе

Составление
устного 1
публичного выступления
о
произведениях
народного промысла.
Публичное выступление 1
на
тему
«Береги
природу!»
Речь. Речевая
Рассуждение. Сочинение- 2
деятельность. Текст рассуждение.
Р.Р. Рассказ на основе 1
услышанного.
Комплексный
анализ 2
текста.
Работа над ошибками

Итого

Доказательство
своей точки
зрения
Систематизация
Отбор материала
из нескольких
источников
Слушание
учителя
Доказательство
своей точки
зрения
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Доказательство
своей точки
зрения
Систематизация

17

7 класс
Блок

Тема

Речь. Речевая
Текст. Стили
деятельность. Текст литературного языка.
Р.Р. Описание внешности
человека. Портрет в
литературном
произведении.
Р.Р. Изложение от 3-го
лица (упр. 116)
Р. Р. Выборочное
изложение.
Р.Р. Сочинение –
описание внешности
человека.
Р.р. Сочинение с

Кол- Характеристика
во
основных видов
часов деятельности
обучающихся
1
Слушание
учителя
Доказательство
1
своей точки
зрения
Поиск
объяснения
1
наблюдаемым
событиям
2
Диагностика и
устранение
1
допущенных
ошибок
Самостоятельная
1

описанием действия.
Р.Р. Описание действий.
Р.Р. Сочинение по
картине Е. Широкова
«Друзья» (упр 273)

Язык и культура

Р.Р. Доклад на одну из
предложенных тем
Употребление предлогов.

1
1

1
1

работа с текстом
в учебнике,
научнопопулярной (и,
или
художественной)
литературе
Доказательство
своей точки
зрения
Систематизация
Написание
докладов
Слушание и
анализ докладов
одноклассников
Самостоятельная
работа с текстом
в учебнике,
научнопопулярной (и,
или
художественной)
литературе
Отбор материала
из нескольких
источников

Культура речи

Р.Р. Сочинение по
картине А. Сайкиной
«Детская спортивная
школа» (упр. 348)
Р.Р. Сочинение «Я сижу
на берегу…» ( по упр.
376)
Р.Р. Сочинение на тему
«Книга – наш друг и
советчик» (упр. 384)
Р.Р. Сочинение (упр. 408)
Р.Р. Сочинение по
картине К.Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень»
(упр. 426)
Р.Р. Сочинение - рассказ
по данному сюжету

1

1

1

1
1

1

Самостоятельная
работа с текстом
в учебнике,
научнопопулярной (и,
или
художественной)
литературе
Доказательство
своей точки
зрения
Систематизация
Отбор материала
из нескольких
источников

(упр.446)
Итого

17

9 класс
Блок

Тема

Колво
часов

Повторение изученного Лексикология и фразеология
в 5-8 классах (3 ч.)
Морфология
Синтаксис словосочетания и
простого предложения. Текст.

1 ч.

Синтаксис и пунктуация Способы сжатого изложения
(1 ч.)
содержания текста. Тезисы.
Конспект.
Сложносочиненные
Знаки препинания в
предложения (4 ч.)
сложносочинённом
предложении
Рецензия
Сжатое изложение
Сложноподчиненное
Знаки препинания в
предложение (9 ч.)
сложноподчиненном
предложении.
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
определительными.
Сжатое изложение
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
изъяснительными
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
обстоятельственными.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.

Сочинение-рассуждение о родном 1 ч.
крае (упр. 181)

Основные виды
сложноподчиненных
предложений с двумя или

1 ч.

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Определение
свойств явлений по
признакам
Слушание учителя
Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике, научнопопулярной (и, или
художественной)
литературе
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов
Доказательство
своей точки зрения
Выполнение
упражнений по
разграничению
понятий
Систематизация
Просмотр
познавательных
фильмов
Анализ таблиц,

несколькими придаточными и
пунктуация в них
Сжатое изложение (упр 243)
Бессоюзные сложные
Бессоюзное сложное
предложения (3 ч.)
предложение
Изложение с элементами
сочинения (упр. 281, 282)
Сложные предложения с Сложные предложения с
различными видами
различными видами союзной и
связи (4 ч.)
бессоюзной связи и
пунктуация в них
Сочинение-рассуждение на
тему «Как я понимаю
храбрость?» (упр 295,296)
Сложные предложения с
различными видами союзной и
бессоюзной связи и
пунктуация в них

1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
Авторские знаки препинания

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О Роль языка в жизни общества.
ЯЗЫКЕ (3 ч.)
Язык как исторически
развивающееся явление.
Русский литературный язык и
его стили

2 ч.

1 ч.

Контрольный словарный
диктант.
Повторение изученного Изложение с элементами
в 9 классе (27 ч.)
описания (упр 395, 396)
Сочинение-рассуждение на
тему «Что значит быть
интеллигентным человеком?»
(упр 455, 456)
Употребление знаков
препинания
Сжатое изложение. Приемы
сжатия информации
Сочинение-рассуждение.
Резерв

2 ч.

Итого

34 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Определение
свойств явлений по
признакам
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций
Анализ
раздаточных
материалов
Решение различных
экспериментальных
задач
Диагностика и
устранение
допущенных
ошибок
Выстраивание
гипотез на
основании
имеющихся данных
Слушание и анализ
докладов
одноклассников
Отбор материала из
нескольких
источников
Написание
докладов,
рефератов
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Доказательство
своей точки зрения
Систематизация
Анализ таблиц,
схем
Поиск объяснения
наблюдаемым
событиям
Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».