РП_литература 5-9

Подписано цифровой подписью: Ситник Ольга
Владимировна Директор МБОУ СОШ № 4
DN: cn=Ситник Ольга Владимировна Директор
МБОУ СОШ № 4
Дата: 2021.07.05 09:02:08 +05'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 4
(в ред. от 21.06.2019г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
литература
основное общее образование
5-9 класс

2019

1.2. 5 Предметные результаты
1.2.5.3.Литература.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования предметными результатами
изучения предмета «Литература» являются:
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего
эстетического и интеллектуального удовлетворения;
 восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей
народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества
(содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа,
мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое
досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные
произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного
текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные
предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения
программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда
эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить
контроль сформированности этих умений):
 определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
 владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7
кл.);

 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
 находить
основные
изобразительно-выразительные
средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные
функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения
(5–9 кл.);
 объяснять свое понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
 выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу
текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий,
характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения (в каждом классе – на своем уровне);
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и
понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в
этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации
художественного текста;
 представлять развернутый устный или письменный ответ на
поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные
дискуссии (7–9 кл.);
 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации,
сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее
объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную
литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в
каждом классе – на своем уровне);
 выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению (5-9 класс);
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой
(5–9
кл.);
пользоваться
каталогами
библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в
каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует
учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций

происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не
заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе учитываются
несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I
уровень
определяется
наивно-реалистическим
восприятием
литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни
(сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на
этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к
художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций.
Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для
формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения
эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется
способностями читателя воспроизводить содержание литературного
произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что?
Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное
отношение к событиям и героям – качества последних только
называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать
возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение;
воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной
форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с
инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы
на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
 выразительно прочтите следующий фрагмент;
 определите, какие события в произведении являются центральными;
 определите, где и когда происходят описываемые события;
 опишите,
каким
вам
представляется
герой
произведения,
прокомментируйте слова героя;
 выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные
и т. п.) для вас места;
 ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
 определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется
тем,
что
обучающийся
понимает
обусловленность
особенностей
художественного произведения авторской волей, однако умение находить
способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над
прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в
смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного

произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между
ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос
«Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения,
пытается определять связи между ними для доказательства верности
понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать
возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и
письменное выполнение аналитических процедур с использованием
теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание,
сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого
из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе
сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при
анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов,
новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
 выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся детали и т. п.;
 покажите, какие особенности художественного текста проявляют
позицию его автора;
 покажите, как в художественном мире произведения проявляются
черты реального мира (как внешней для человека реальности, так
и
внутреннего мира человека);
 проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному
алгоритму и без него);
 сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном
тексте, так и между разными произведениями);
 определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
 дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному
понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется
поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может
пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в
тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать
«мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как
художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности,
видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого
уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть
отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а
не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой

вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике,
проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать
возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или
письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование
смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научноисследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии,
сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
 выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся детали и т. п.
 определите художественную функцию той или иной детали, приема и
т. п.;
 определите позицию автора и способы ее выражения;
 проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
 объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
 озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного
произведения нет заглавия);
 напишите сочинение-интерпретацию;
 напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках
литературы..
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется
на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды
«закодированного» (естественным языком и специфическими художественными
средствами).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не
реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что
читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует
первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов
формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса
характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в
виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода
к обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей
разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во
время экзаменационных испытаний служат критериями для определения
степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень
подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных
заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых
школьником результатов является не столько характер заданий, сколько

качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания
(определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё
мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит
ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так,
чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне
ближайшего развития»).
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего
образования
2.2.2.3. Литература
Цели и задачи литературного образования
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого
направлено:
 на последовательное формирование читательской культуры через
приобщение к чтению художественной литературы;
 на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия
художественного языка и понимания художественного смысла литературных
произведений;
 на
развитие
эмоциональной
сферы
личности,
образного,
ассоциативного и логического мышления;
 на
овладение
базовым
филологическим
инструментарием,
способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и
интеллектуальному осмыслению художественного текста;
 на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению
нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что
способствует формированию и воспитанию личности..
Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных
времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют
обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения,
приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных
человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и
национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения
себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в
контексте мировой.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего
образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает
постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное
развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию
смысла различных литературных произведений и самостоятельному

истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения,
осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно
развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для
выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в
осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает
необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его
жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения
происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой
педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры
чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и
академического письма, последовательно формирующихся на уроках
литературы.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные
задачи:
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на
основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы
своего народа, мировой литературы;
 формирование и развитие представлений о литературном произведении
как о художественном мире, особым образом построенном автором;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий художественного текста от
научного, делового, публицистического и т. п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления,
ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
 формирование отношения к литературе как к особому способу
познания жизни;
 воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции,
способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые
высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
 воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также
уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и
народов; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

 воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом;
 формирование отношения к литературе как к одной из основных
культурных ценностей народа;
 обеспечение через чтение и изучение классической и современной
литературы культурной самоидентификации;
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития;
 формирование у школьника стремления сознательно планировать своё
досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно,
последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на
всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися
непрерывности процесса литературного образования и необходимости его
продолжения и за пределами школы.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех
списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу
(то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в
рабочих программах.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений
(например: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и
т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы,
предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А
нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых
обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений,
которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора
выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в
списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией
изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и
может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ.
Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано,
например: А.Блок. 1стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы
включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство
списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.
Список С представляет собой перечень литературных явлений,
выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому,
жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого
может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель
программы. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемнотематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих

блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе,
разработанностью методических подходов и пр.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях:
это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы,
общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое
важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается
за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного
учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же
произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же
систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми
предметными компетенциями.
Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)
А

В
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Слово о полку Игореве» (к.
Древнерусская
XII в.) (8-9 кл.)
литература– «Повесть о
Петре и Февронии
Муромских», «Сказание о
Белгородском киселе»;
«Повесть о Шемякинском
суде»; «Повесть о житии и
храбрости благородного и
великого князя Александра
Невского»
(6-8 кл.)

Д.И. Фонвизин «Недоросль»
(1778 – 1782)

М.В.Ломоносов
«Ода на день восшествия на
Всероссийский престол Ея
Величества Государыни
Императрицы
Елисаветы Петровны 1747
года» и др.(8-9 кл.)
Г.Р.Державин – 1-2
стихотворения по выбору,
например: «Властителям и

С
Русский фольклор:
сказки, былины, загадки,
пословицы, поговорки,
песня и др. (10
произведений разных
жанров, 5-7 кл.)
сказки: «Журавль и лиса»,
«Иван-крестьянский сын и
Чудо-Юдо».
Загадки, потешки,
пословицы, поговорки.
Календарно-обрядовые
песни.
Предание «Воцарение
Ивана Грозного»,
«Сороки-ведьмы», «Петр
и плотник» «О покорении
Сибири Еврмаком».
Былины «Вольга и Микула
Селянинович», «Садко».
Историческая песня
«Пугачев в темнице».

(8-9 кл.)

судиям», «Фелица» (8-9 кл.)
И.А. Крылов – 3 басни по
выбору, например: «Осел и
Соловей» (1811), «Свинья
под дубом» ,
«Ларчик»(1807)
(5-6 кл.)

Н.М. Карамзин «Бедная
Лиза» (1792) (8-9 кл.)
А.С. Грибоедов «Горе от
ума» (1821 – 1824) (9 кл.)
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин» (1823 —1831)(9 кл.),
«Дубровский» (1832 — 1833)
(6-7 кл), «Капитанская дочка»
(1832 —1836)
(7-8 кл.).
Стихотворения:
«К
Чаадаеву» («Любви, надежды,
тихой
славы…»)
(1818),
«Песнь о вещем Олеге»
(1822), «К***» («Я помню
чудное мгновенье…») (1825),
«Зимний
вечер»
(1825),
«Пророк» (1826), «Во глубине
сибирских руд…» (1827), «Я
вас любил: любовь еще, быть
может…» (1829), «Зимнее
утро» (1829), «Я памятник
себе
воздвиг
нерукотворный…» (1836)
(5-9 кл.)

М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени» (1838 —
1840). (9 кл.)

В.А. Жуковский :
«Лесной
царь»
(1818);
«Море» (1822) и др.
(5-9 кл.)
А.С. Пушкин :
«К морю» (1824), «19
октября» («Роняет лес
багряный свой убор…»)
(1825), «И.И. Пущину»
(1826), «Няне» (1826),
«Анчар» (1828), «На холмах
Грузии лежит ночная
мгла…» (1829), «Узник»
(1832), «Зимнее утро»
(1829), «Во глубине
сибирских руд» (1827),
«Мадонна» (1830),
«Туча» (1835), «Была пора:
наш праздник молодой…»
(1836) и др. (5-9 кл.)
«Маленькие трагедии»
(1830) : «Моцарт и
Сальери»,
«Повести Белкина» (1830) :
«Станционный
смотритель», «Выстрел» ,
«Барышня-крестьянка» (78 кл.)
Поэмы: «Медный всадник»
(1833) (Вступление)
(7-9 кл.)
Сказки – 1 по выбору,
например: «Сказка о
мертвой царевне и о семи
богатырях»
(5 кл.)
М.Ю.Лермонтов:
«Ангел»
(1831),
«Три
пальмы» (1838), «Молитва»

Поэзия
пушкинской
эпохи,:
Е.А.Баратынский:
«Весна, весна! Как воздух
чист…», «Чудный град
порой сольется» (5-9 кл.)

Литературные сказки
XIX-ХХ века, например:
А.Погорельский: «Черная

Стихотворения: «Парус»
(1832), «Смерть Поэта»
(1837), «Бородино» (1837),
«Тучи» (1840), «Утес» (1841)
(5-9 кл.)

Н.В.Гоголь
«Ревизор» (1835) (7-8 кл.),
«Мертвые души» (1835 –
1841) (9-10 кл.)
Ф.И. Тютчев –
Стихотворения:
«Весенняя гроза» («Люблю
грозу в начале мая…») (1828,
нач. 1850-х), «Silentium!»
(Молчи, скрывайся и таи…)
(1829, нач. 1830-х), «Умом
Россию не понять…» (1866).
(5-9 кл.)
А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот,
робкое дыханье…» (1850),
«Как беден наш язык! Хочу и
не могу…» (1887).
(5-9 кл.)

(«В
минуту
жизни курица, или подземные
трудную…») (1839), «Когда жители». ( 5 кл.)
волнуется
желтеющая
нива…» (1840), «Нет, не
тебя так пылко я люблю…»
(1841), «Родина» (1841),
«Листок» (1841). «рощай,
немытая Россия» (1841),
«Дума» (1838), «Поэт»
(1838) (5-9 кл.)
Поэмы:
«Мцыри» (1839)
(8-9 кл.)
Н.В.Гоголь Повести :
«Тарас Бульба» (1835),
«Заколдованное место»,
«Шинель» (1839)
(5-9 кл.)
Ф.И.
Тютчев
3-4
стихотворения по выбору,
например: «Листья», «С
поляны коршун поднялся»,
«Неохотно и несмело»,
«Весенние воды», «Зима
недаром злится»
(5-8 кл.)
А.А.Фет: «Учись у
них – у дуба, у березы…»
(1883), «Ель рукавом мне
тропинку завесила»,
«Чудная картина»,
«Весенний дождь»(5-8 кл.)

Н.А.Некрасов:
«Размышления у парадного
Н.А.Некрасов.
Стихотворения:«Крестьянские подъезда»
(1858),
дети» (1861), «Вчерашний «Железная дорога» (5-8 кл.)
день, часу в шестом…»
(1848), (5-9 кл.)
И.С.Тургенев:
Рассказ «Бирюк»; повесть
«Муму» (1852),
стихотворение в прозе
«Русский язык» (1882) и др.
(6-8 кл.)
Н.С.Лесков:

Поэзия 2-й половины XIX
в.:
А.Н.Майков «Ласточки»,
Н.Никитин «В деревне»,
И.Суриков «Зима».
(5-9 кл.)

повесть «Левша» (1881),.
(6-8 кл.)
М.Е.Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один
мужик
двух
генералов
прокормил» (1869).
(7-8 кл.)
Л.Н.Толстой:
Повесть «Детство» (1852),
рассказ «Кавказский
пленник» (1872).
(5-8 кл.)
А.П.Чехов:
рассказы
«Толстый и тонкий» (1883),
«Хамелеон»
(1884),
«Злоумышленник» (1885),
(6-8 кл.)
А.А.Блок
Проза конца XIX – начала
«На поле Куликовом»,
XX вв.:
«Россия»
Л.Н.Андреев «Кусака»,
(7-9 кл.)
А.С. Грин «Алые паруса»,
И.Бунин «Косцы»
( 5-8 кл.)
А.А.Ахматова:
«Мужество»
Поэзия конца XIX –
начала XX вв.:
(7-9 кл.)
И.А.Бунин»Помню
–
долгий зимний вечер», «У
Н.С.Гумилев:
«Капитаны» (1912),
птицы
есть
гнездо»,
Н.Рубцов «Звезда полей…»
(6-8 кл.)
(5-8 кл.)
М.И.Цветаева
«Мне нравится, что вы
больны не мной…» (1915)
(6-8 кл.)
О.Э.Мандельштам
«Равноденствие» («Есть
иволги в лесах, и гласных
долгота…») (1913), (6-9 кл.)
В.В.Маяковский
«Хорошее
отношение к лошадям»
(1918), «Необычайное
приключение, бывшее с

Владимиром Маяковским
летом на даче» (1920)
(7-8 кл.)
С.А.Есенин
«Я покинул родимый дом…»
(5-6 кл.)
М.А.Булгаков
«Собачье сердце» (1925)
(7-9 кл.)

Поэзия 20-50-х годов ХХ
в., например:
Н.А.Заболоцкий «Вечер на
Оке»
«Я
воспитан
природою
суровой»,
И.Анненский
«Снег»,
Д.Мережковский
«Родное». (5-9 кл.)

А.П.Платонов
«В прекрасном и яростном
мире (Машинист Мальцев)»
(1937), «Юшка», (6-8 кл.)
М.М.Зощенко
«Беня» (1924)
(5-7 кл.)
А.Т. Твардовский:
стихотворения «Июль –
макушка лета», «На дне
моей жизни «Василий
Теркин» («Книга про
бойца») (1942-1945)
(7-8 кл.)
А.И. Солженицын:
рассказ «Матренин двор»
(1959)
(7-9 кл.)
В.М.Шукшин
рассказ «Чудик» (1967),
«Срезал» (1970, (6-9 кл.)

Проза о Великой
Отечественной войне:
М.А.Шолохов «Судьба
человека», В.П.Астафьев
«Фотография, на
которой меня нет».
(6-9 кл.)
Художественная проза о
человеке и природе, их
взаимоотношениях:
К.Г.Паустовский «Теплый
хлеб», «Заячьи лапы»и др.
( 5-6 кл.)
Проза о детях:
В.Г.Распутин
«Уроки
французского»,
В.П.Астафьев «Конь с
розовой
гривой»,
Ф.А.Искандер
«Тринадцатый
подвиг
Геракла», ( 5-8 кл.)
Поэзия 2-й половины ХХ
в.:
Н.М.Рубцов «Тихая моя
родина», Б.Ш.Окуджава
«По Смоленской дороге»,
В.С.Высоцкий «Песенка о

пехоте»
(5-9 кл.)
Проза русской эмиграции,
например:
И.С.Шмелев «Как я стал
писателем» ( 5-9 кл.)
Проза и поэзия о
подростках и для
подростков последних
десятилетий авторовлауреатов премий и
конкурсов («Книгуру»,
премия им. Владислава
Крапивина, Премия
Детгиза, «Лучшая
детская книга
издательства
«РОСМЭН»:
А.Жвалевский и
Е.Пастернак «Время
всегда хорошее».
(5-8 кл.)
Литература народов России
Г.Тукай «Родная деревня»
(5-9кл.)
Зарубежная литература
Гомер«Илиада» (или
«Одиссея») (фрагменты по
выбору)
(6-8 кл.)

В.Шекспир
«Ромео
Джульетта» (1594 – 1595).
(8-9 кл.)

М. де Сервантес «Дон
Кихот» (главы по выбору)
(6-8 кл.)
и
1–2 сонета по выбору,
например:
№ 76 «Увы, мой стих не
блещет новизной» (7-8 кл.)
Д.Дефо «Робинзон Крузо»
(главы по выбору)
( 5-7 кл.)

Зарубежный
фольклорлегенды,
баллады, саги, песни
Р.Стивенсон «Вересковый
мед», И.Шиллер
«Перчатка» ( 5-7 кл.)

Зарубежная сказочная и
фантастическая проза,
например:
А.де Сент Экзюпери
«Маленький принц»,

Ж-Б. Мольер: комедия
«Мещанин во дворянстве»
(1670).
(8-9 кл.)

Г.Х.Андерсен «Снежная
королева»
(5-6 кл.)

Г.Х.Андерсен: сказка
«Снежная королева»
(5 кл.)

Зарубежная новеллистика,
например:
П.Мериме «Матео
Фальконе», О`Генри
«Дары волхвов» ( 7-9 кл.)

Дж. Г. Байрон:
- фрагменты из поэмы
«Паломничество Чайльд
Гарольда» (1809 – 1811)
(пер. В. Левика).
(9 кл.)

Зарубежная романистика
XIX– ХХ века, например:
В.Скотт «Айвенго» (7-9
кл)
Зарубежная проза о детях
и подростках, например:
М.Твен «Приключения
Тома Сойера»,
Р.Брэдбери «Каникулы»,
(5-9 кл.)

А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» (1943)
(6-7 кл.)

Зарубежная проза о
животных и
взаимоотношениях
человека и природы,
например:
Дж.Лондон «Сказание о
Кише»,
( 5-7 кл.)

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в
основной школе
 Художественная литература как искусство слова. Художественный
образ.
 Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
 Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман,
повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия;
комедия, драма, трагедия).
 Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм,
романтизм, реализм, модернизм.
 Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика,
идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель;

герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов
персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная
деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление,
лирическое отступление; эпиграф.
 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение,
антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира.
Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
 Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер,
ритм, рифма, строфа.

Тематическое планирование
Литература
5 класс
Блок

Тема

Введение

Путешествие в книгу

Устное
народное
творчество

Количе
ство
часов
1 ч.

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
* работа со словарями,
* объяснение смысла
пословиц,
* восприятие выразительного
чтения фрагментов
художественных
произведений

8 ч.
Фольклорные жанры.
Волшебная сказка
Сказка«Царевналягушка»:
Сказка «Иванкрестьянский сын и
Чудо-юдо».
Сказка «Журавль и
цапля».

1
1
2
1

1

Различать сказки волшебные,
бытовые и сказки о
животных. Инсценировать
одну из сказок о животных.
Выявлять характерные для
народных сказок
художественные приёмы
(постоянные эпитеты,
троекратные повторы).

Сказка «Солдатская
шинель».

Из
древнерусск
ой
литературы

Итоговый тест по
разделу «Устное
народное творчество»
Русское летописание
«Подвиг отрокакиевлянина и хитрость
воеводы Претича»

Из
литературы
VIII века

М.В.Ломоносов
«Случились вместе два
астронома в пиру»

Из
литературы
XIX века

1

Пересказывать
самостоятельно прочитанную
сказку.

1
1 ч.

1 ч.

Словарная работа.
Прослушивание актёрского
чтения фрагментов летописи.
Сопоставление летописного
сюжета с иллюстрацией.
Определение главной мысли
фрагмента
Прослушивание звукозаписи
актёрского чтения.
Восприятие выразительного
чтения стихотворения.
Составление лексических и
историко-культурных
комментариев. Анализ
стихотворения. Поиск в
стихотворении
юмористических элементов.
Работа со «Словарём
литературоведческих
терминов».
Заполнение таблицы «Роды и
жанры литературы»

31 ч.
И.А.Крылов. Басни
«Свинья под дубом».
«Волк на псарне».
«Ворона и лисица».
В.А.Жуковский. Сказка
«Спящая царевна».
Баллада «Кубок»
А.С.Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и семи
богатырях»

4

5

6

Выразительно читать и
анализировать басни и
стихотворения. Давать
устный или письменный
ответ на вопрос по тексту
произведения. Писать
сочинение с элементами
литературоведческого
анализа. Находить ошибки и
редактировать черновые

М.Ю.Лермонтов.
«Бородино».
Н.В.Гоголь.
«Заколдованное место»
Н.Некрасов. «Мороз,
Красный нос»
И.С.Тургенев. «Муму»
Л.Н.Толстой.
«Кавказский пленник»
А.П.Чехов. «Хирургия»

Из
литературы
XX века

2
1
2
6
4
1

варианты собственных
письменных работ.
Подбирать и обобщать
дополнительный материал о
биографии и творчестве
писателей и поэтов.
•анализ содержания рассказа •
составление плана
характеристики героя
рассказа. • нравственная
оценка поведения героя •
работа со словарём
литературоведческих
терминов: повторение
понятия юмор

26 ч.
И.А.Бунин. «Косцы»..

1

В.Г.Короленко. «В
дурном обществе».
П.П. Бажов. «Медной
горы хозяйка»
К.Г.Паустовский.
«Теплый хлеб». «Заячьи
лапы»
С.Я.Маршак. Пьесасказка «Двенадцать
месяцев».
А.Платонов. «Никита».
В.П.Астафьев.
«Васюткино озеро».
А.П.Твардовский.
«Рассказ танкиста»
К.Симонов. «Майор
привёз мальчишку на
лафете»
И.Бунин «Помню
долгий зимний вечер»

3
2
2

3

2
3
1
1

1

Воспринимать текст
литературного произведения.
Выразительно читать
фрагменты произведений
русской литературы XX в.
Характеризовать сюжет
произведения, его тематику,
проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Проводить диспут. Учить
наизусть одно из авторских
отступлений.
Оценивать выразительность
художественного языка
автора. Определять главную
идею произведения и
показывать особенности её
проявления в литературной
сказке.
Подобрать материалы для
биографии с использованием
справочной литературы и

Д.Б.Кедрина и
А.А.Прокофьев.
«Алёнушка»
Дон-Аминадо. «Города
и годы»
С.Чёрный. «Кавказский
пленник». «ИгорьРобинзон»
Ю.Ч.Ким. «Рыба-кит»

1

Итоговый урок по
разделу «Из русской
литературы XX века»

2

Из
зарубежной
литературы

1
2

1

ресурсов Интернета.
Подбирать цитаты из текста
литературного произведения
по заданной теме.
Составлять план, в том числе
цитатный, литературного
произведения. Делать выводы
об особенностях
художественного мира,
сюжетов, проблематики и
тематики произведения.
Выполнение итогового теста.

12 ч.
Р.Л.Стивенсон
«Вересковый мёд».

2

• работа со словарём
литературоведческих
терминов
• выявление основных черт
жанра баллады.
• составление цитатного
плана баллады и определение
её стихотворного размера
• составление плана
характеристики героев
баллады
• иллюстрирование • поиск
примеров, иллюстрирующих
понятие б а л л а д а

Д.Дефо. «Робинзон
Крузо».

1

соотношение фактов
биографии писателя, эпохи и
содержание произведения •
анализ содержания романа •
характеристика главного
героя • устное
иллюстрирование подбор
материалов для рассказа о

Г.Х.Андерсен «Снежная
королева» (и др.)
М.Твен «Приключения
Тома Сойера»
Д.Лондон. «Сказание о
Кише»

4

Итоговый урок по
разделу «Из зарубежной
литературы»

1

2
2

Повторение
изученного

5 ч.

Итоги года
Итого

3 ч.
88 ч.

Робинзоне. • работа со
словарём
литературоведческих
терминов • поиск примеров,
иллюстрирующих понятие р о
бинзонада•
• прослушивание звукозаписи
актёрского чтения
фрагментов произведений •
восприятие выразительного
чтения
• работа со словарём
литературоведческих
терминов
• поиск цитатных примеров
на заданную тему
• составление плана
характеристики героев
Выполнение итогового теста.
Делать выводы об
особенностях
художественного мира,
сюжетов, проблематики и
тематики произведения.

6 класс
Блок
Введение

Тема
Писатели – создатели,
хранители и любители
книги

Колво
часов
1 ч.

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
• работа со словарём
литературоведческих
терминов • восприятие
выразительного чтения
фрагментов
художественных
произведений •

характеристика форм
выражения авторской точки
зрения в произведениях
различных родов
литературы: лирики, эпоса,
драмы (с обобщением ранее
изученного).
Устное
народное
творчество

Из
древнерусской
литературы

Из литературы
XIX века

2 ч.
Пословицы и
поговорки.

1

Р.р. Письменный ответ
на проблемный вопрос
Русская летопись.
«Повесть временных
лет». «Сказание о
Белгородском киселе»

1
2 ч.

36 ч.
Русские басни
1
И. А. Крылов. «Листы и
Корни»,
И. А. Крылов. «Осёл и
Соловей». И. А. Крылов 1
«Ларчик».
Р.р. Выразительное
1
чтение басен
И.А.Крылова
А. С. Пушкин. «И. И.
1

Различать пословицы
и поговорки. Использовать
пословицы и поговорки в
устных и письменных
высказываниях
• словарная работа:
значения устаревших слов •
прослушивание актёрского
чтения фрагментов
летописи • сопоставление
летописного сюжета с
иллюстрацией •
определение главной мысли
фрагмента • оценка
поступков летописных
героев
Подбирать и обобщать
дополнительный материал о
биографии и творчестве
И.А. Крылова
Выразительно читать басни.
Давать устный или
письменный ответ на
вопрос по тексту
произведения.
Воспринимать текст
литературного
произведения.
Выразительно читать
фрагменты произведений

Пущину».
А. С. Пушкин. «Узник». 1
Выразительное чтение
1
стихотворений
А. С. Пушкин. «Повести 3
Белкина». «Барышнякрестьянка»: сюжет и
герои. «Выстрел»
А. С. Пушкин.
«Дубровский»:

4

М. Ю. Лермонтов.
«Тучи».
М. Ю. Лермонтов.
«Листок». «Утёс», «На
севере диком стоит
одиноко…».
Выразительное чтение
стих.
Р.р. Сочинение «Мое
любимое
стихотворение М. Ю.
Лермонтова».
И. С. Тургенев. «Бежин
луг

1
2

1
2

2

Р. р. Обучениюе
1
анализу. Ф. И. Тютчев.
«Листья».
А. А. Фет. «Ель рукавом 3
мне тропинку
завесила…». «Ещё
майская ночь». «Учись
у них – у дуба, у
берёзы…». И др.
Н. А. Некрасов.
4
«Железная дорога»..

русской литературы XIX в.
Давать общую
характеристику
художественного мира
произведения, писателя.
Выразительно читать
наизусть лирические
стихотворения и фрагменты
произведений . Давать
устный или письменный
ответ на вопрос по тексту
произведения, в том числе
с использованием
цитирования
Отличать стихотворную
речь от прозаической,
находить основные
признаки стихотворной
речи, характеризовать
отличия стиха
рифмованного
от нерифмованного.
Определять виды рифм
и способы рифмовки
двусложных и трёхсложных
размеров стиха на примере
изучаемых стихотворных
произведений, созданных
в рамках силлаботонической системы
стихосложения.
Читать выразительно
произведение с учётом его
жанровой специфики
Характеризовать ритмикометрические особенности
произведений, читать
выраз-ительно
Соотносить персонаж

Поэма «Дедушка»
Контрольная работа по
творчеству И. С.
Тургенева, Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета
Н. С. Лесков. «Левша»

1

3

Рассказы Антоши
1
Чехонте. «Пересолил»,
«Лошадиная фамилия»
и др.
А. П. Чехов. «Толстый и 1
тонкий».

Литературные места
России
Из русской
литературы XX
века

1
27 ч.

и прототип, образы автора и
биографического автора,
лирического героя и поэта.
Выполнять итоговый тест

Судьба мастера. Язык сказа
наблюдение за чувствами
героя. описание портрета
героя речевая
характеристика персонажей
заполнение цитатной
таблицы поиск цитатных
примеров,
иллюстрирующих понятия с
к а з определение темы,
идеи произведения поиск
примеров,
иллюстрирующих понятия
«ирония» различие образов
рассказчика и автораповествователя в эпическом
произведении.
сопоставительный анализ
фрагментов
• анализ содержания
рассказа • составление
плана характеристики героя
рассказа. • нравственная
оценка поведения героя •
работа со словарём
литературоведческих
терминов: повторение
понятия ю м о р,

А. И. Куприн.
«Чудесный доктор».
А. С. Грин. «Алые
паруса»:

Стихи поэтов фронтовиков о
Великой
Отечественной
войне

А. П. Платонов.
“Неизвестный цветок”
К. М. Симонов. «Ты
помнишь, Алёша,
дороги
Смоленщины…».
Д. С. Самойлов.
«Сороковые».
Выразит. чтение

2
2

Формулировать вопросы по
тексту произведения.
Давать устный или
письменный ответ
на вопрос по тексту
произведения, в том числе с
использованием
цитирования.
Характеризовать сюжет
произведения, его тематику,
проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Владеть такими видами
пересказа, как сжатый
пересказ, пересказ с
изменением лица
рассказчика и др.

2
2

1

В. П. Астафьев. «Конь с 3
розовой гривой»

Уметь характеризовать
идей-но-эмоциональное
содержание произведения.
Передавать личное
отношение к произведению
в процессе выразительного
чтения (эмоциональная
окраска, интонирование,
ритм чтения),
характеризовать образ
персонажа через чтение его
монологов, реплик, описаний внешности, действий,
размышлений и т. д.
(элементы исполнительской
интерпретации
произведения).
Рецензировать устно
выразительное чтение
одноклассников.
Формулировать вопросы по
тексту произведения.

Р.р. Размышляем о
прочитанном
В. Г. Распутин. «Уроки
французского»
Р.Р. Классное
сочинение. Роль
доброты в
формировании
характера героя
В. М. Шукшин.
«Чудик», «Срезал»
Ф. И. Искандер.
«Тринадцатый подвиг
Геракла»

Н.М.Рубцов. «Звезда
полей», «Листья
осенние», «В горнице»

1
3
2

2
2

2

Родная природа в
3
русской поэзии ХХ
века. А. А. Блок.
«Летний вечер», «О, как
безумно за окном…».
С. А. Есенин.
«Мелколесье. Степь и
дали…», «Пороша».
А. А. Ахматова. «Перед
весной бывают дни
такие…».

Давать устный или
письменный ответ
на вопрос по тексту
произведения, в том числе с
использованием
цитирования.
Характеризовать сюжет
произведения, его тематику,
проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Владеть такими видами
пересказа, как сжатый
пересказ, пересказ с
изменением лица
рассказчика и др.

обсуждение стихотворений
русских поэтов о родине и
родной природе выявление
художественно значимых
изобразительновыразительных средств
языка сопоставительный
анализ стихотворений
разных поэтов
. • выявление
художественно значимых
изобразительновыразительных средств
языка (поэтический словарь,
тропы, поэтический
синтаксис, фоника и др.) и
определение их
художественной функции. •
анализ стихотворений •
наблюдение за передачей

лирического настроения •
различие образов
лирического героя и автора
в лирике

Из литературы
народов России

Г. Тукай. «Родная
деревня», «Книга».

2 ч.

К. Кулиев. «Когда на
меня навалилась
беда…», «Каким бы ни
был малым мой
народ…».
Из зарубежной
литературы

• определение темы, идеи •
характеристика ритмикометрических особенностей
стихотворений • выявление
художественно значимых
изобразительновыразительных средств
языка и определение их
художественной функции.)

18 ч.
Мифы Древней Греции.
Подвиги Геракла.
Понятие о мифе
Подвиги Геракла:
«Скотный двор царя
Авгия». «Яблоки
Гесперид»

2

2

. • восприятие рассказа о
мифах • составление
таблицы «12 подвигов
Геракла» • составление
плана характеристики
Геракла • составление
таблицы «Отличие мифа от
сказки».

Геродот. «Легенда об
Арионе».

2

• характеристика Одиссея •
анализ эпизода «Одиссей на

Гомер. «Илиада»
«Одиссея»

2

М. Сервантес Сааведра.
«Дон Кихот»

2

Ф. Шиллер.
«Перчатка»: проблемы
благородства,
достоинства и чести.

2

П. Мериме. «Маттео
2
Фальконе»
Р.Р. Сравнительный
1
анализ прозаического и
стихотворного текстов
Фальконе и Жуковского

острове циклопов» •
составление таблицы
«Странствия Одиссея:
черты характера героя» •
толкование крылатых
выражений из поэм Гомера
• сопоставление фрагментов
поэмы и иллюстраций к ним
• соотношение фактов
биографии писателя, эпохи
и содержания произведения
• определение темы, идеи
произведения • выявление
способов создания
комического • нравственная
оценка героев романа •
составление таблицы
«Черты пародии в романе
«Дон Кихот» •
сопоставление фрагментов
романа и иллюстраций к
роману французского
художника Гюстава Доре
Сервантеса
• соотношение фактов
биографии писателя, эпохи
и содержания произведения
• работа со словарём
литературоведческих
терминов • поиск примеров,
иллюстрирующих понятие
«баллада» • определение
темы • нравственная оценка
героев романа •
• соотношение фактов
биографии писателя, эпохи
и содержания произведения
• работа со словарём
литературоведческих
терминов • поиск примеров,
иллюстрирующих понятие

Урок контроля

Итоговый урок

А. де Сент-Экзюпери.
«Маленький принц»

2

Повторение ,
обобщение
Урок контроля.
Итоговая контрольная
работа

1

Задания для летнего
чтения
Резерв

1

Итого

2

«новелла» • составление
сопоставительной таблицы
«Общность и различие
рассказа и новеллы» •
характеристика героев и их
поступков • нравственная
оценка героев новеллы •
определение темы, идеи
произведения
• анализ произведения •
характеристика главного
героя и его поступков
Выступать с развёрнутыми
письменными
сообщениями,
обобщающими
наблюдениями. Писать
контрольное сочинение.

3
88 ч.

7 класс
Блок

Тема

Введение

Читайте не торопясь

Устное
народное
творчество

Кол во
часов
1 ч.

4 ч.
Предания

1

Эпос народов мира. Былины.
«Вольга и Микула Селянино

1

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Выражать личное
отношение к
художественному
произведению,
аргументировать свою
точку зрения
Выражать личное
отношение к
художественному
произведению,
аргументировать свою
точку зрения Представлять

вич»
«Калевала» - карело-финский
мифологический эпос
«Песнь о Роланде» французский героический
эпос

Из
древнерусской
литературы

1
1

3ч .

«Повесть временных лет»:
1
«Из похвалы князю Ярославу
и книгам», «Поучение
Владимира Мономаха»
«Повесть о Петре и Февронии 1
Муромских»
Контрольная работа по теме
1
«Устное народное творчество
и древнерусская литература»

Из русской
литературы
XVIII века

М.В. Ломоносов «К статуе
Петра Вели кого», «Ода на
день восшествия на
Всероссийский престол ея
Величества государыни
Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года
(отрывок0

1 ч.

развернутый письменный
ответ на поставленные;
вести учебные дискуссии.
Определять родожанровую
специфику
художественного
произведения Выявлять
особенности языка и стиля
произведения Сопоставлять
произведения различных
родов и жанров
Пользоваться основными
теоретиколитературными
терминами и понятиями как
инструментом анализа и
интерпретации
художественного текста.
Собирать материал и
обрабатывать информацию,
необходимую для
составления плана,
тезисного плана, конспекта,
доклада, написания
аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой
работы, создания проекта на
заранее объявленную или
самостоятельно/под
руководством учителя
выбранную литературу
Определять родожанровую
специфику
художественного
произведения Выразительно
читать с листа и наизусть
произведения/фрагменты
произведений
художественной
литературы, передавая
личное отношение к
произведению Пользоваться
основными

теоретиколитературными
терминами и понятиями как
инструментом анализа и
интерпретации
художественного текста
Из русской
литературы
XIX века

20 ч.
А.С.Пушкин «Медный
всадник». «Песнь о вещем
Олеге». «Борис Годунов»:
сцена в Чудовом монастыре.
«Полтава» (отрывок)
М.Ю.Лермонтов «Песня про
царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и
удалого купца Калашникова»:
Контрольная работа по
произведениям А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»:
Р.Р. Сочинение. Н.В. Гоголь
«Тарас Бульба»
И.С.Тургенев «Бирюк».
Стихотворения в прозе
«Русский язык», «Близнецы»,
«Два богача»
Н.А.Некрасов «Размышления
у парадного подъезда» и
другие стих-я Некрасова
А.К.Толстой «Василий
Шибанов», «Михайло
Репнин» как исторические
баллады
М.Е.Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один
мужик двух генералов
прокормил»
Л.Н.Толстой «Детство».

4

2

1

2
1
2

1

1

1

2

Воспринимать текст
литературного
произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений
русской литературы первой
половины XIX в. Давать
общую характеристику
художественного мира
произведения, писателя,
литературного направления
(романтизм, реализм).
Выразительно читать
наизусть лирические
стихотворения и фрагменты
произведений русской
литературы первой половины XIX в.
Давать устный или
письменный ответ
на вопрос по тексту
произведения, в том числе
с использованием цитирования.
Выявлять жанровые
особенности драмы,
комедии и трагедии
при изучении пьес русских
авторов. Сопоставлять
сюжеты, персонажей
литературных

А.П.Чехов «Хамелеон»,
«Злоумышленник»,
«Тоска», «Размазня»
Контрольная работа
(творчество писателей 19
века)

Из русской
литературы
XX века

2

1

произведений. Делать
выводы об особенностях
художественного мира,
сюжетов, проблематики и
тематики произведений
конкретного писателя.
Писать сочинение
на литературном материале
и с использованием
собственного жизненного и
читательского опыта
Составлять план, в том
числе цитатный,
литературного произведения.
Характеризовать сюжет
произведения, его тематику,
проблематику, идейноэмоциональное содержание.
Подбирать цитаты из текста
литературного
произведения по заданной
теме.
Выступать с развёрнутыми
письменными сообщениями
Выявлять особенности
русской литературы в
форме развёрнутых устных
или письменных ответов,
сочинений
литературоведческого
характера

17 ч.
И.А.Бунин «Цифры»

1

М.Горький «Детство»

3

Пересказывать содержание
художественного
произведения подробно,

Р. Р. Сочинение –
характеристика
литературного героя

1

Л.Н.Андреев «Кусака».
В.В.Маяковский
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»

1
1

А.П.Платонов «Юшка».
«В прекрасном и яростном
мире»
Б.Л. Пастернак «Июль»,
«Никого не будет в доме»

2

1

Час мужества. Интервью с 1
поэтом – участником Великой
Отечественной войны
Ф.А.Абрамов «О чем плачут
лошади»
Е.И.Носов «Кукла»
Нравственные проблемы
рассказа
Ю.П.Казаков «Тихое утро»

1

Д.С.Лихачев «Земля родная»
(главы)
М.М.Зощенко «Беда»

1

Контрольная работа по
произведения писателей XX
века

1

1

1

1

максимально используя
характерные для стиля
писателя слова, выражения,
синтаксические
конструкции.
Характеризовать сюжет
произведения, его тематику,
проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Писать аннотации, отзывы и
рецензии на литературные
произведения. Писать
сочинение-размышление.
Определять основные линии
сюжета повести.
Показывать, с помощью
каких художественных
средств формируется образ
главного героя. Писать
сочинение-описание.
Подбирать материал
о биографии и творчестве
писателя, об истории
создания произведения,
о прототипах
с использованием
справочной литературы
и ресурсов Интернета.
Читать избранные главы и
составлять сюжетный план,
используя цитаты — ключевые словосочетания — в качестве пунктов плана.
Сопоставлять сюжеты,
персонажей литературных
произведений.
Находить в тексте
незнакомые слова и
определять их значение.
Формулировать вопросы по
тексту произведения.
Писать сочинение-

Из
литературы
народов
России

Расул Гамзатов «Опять за
спиною родная земля…», «Я
вновь пришел сюда и сам не
верю…», «О моей родине»

Из зарубежной
литературы

1ч

6ч
Р.Бернс «Честная бедность».
Джордж Гордон Байрон «Ты
кончил жизни путь, герой!»
Японские трехстишия (хокку)
О.Генри «Дары волхвов»
Рей Дуглас Брэдбери
«Каникулы»
Итоговая контрольная работа
Итоги года и задание на лето

1

1
1
1
1
1

повествование.
Использовать в письменном тексте изобразительно-выразительные
средства (эпитеты,
олицетворения, сравнения,
метафоры).
Составлять план, в том
числе цитатный,
литературного
произведения.
Писать сочинениеразмышление на заданную
тему .
Выражать личное
отношение к
художественному
произведению,
аргументировать свою
точку зрения выразительно
читать с листа и наизусть
произведения/фрагменты
произведений
художественной
литературы, передавая
личное отношение к
произведению
Выражать личное
отношение к
художественному
произведению,
аргументировать свою
точку зрения выразительно
читать с листа и наизусть
произведения/фрагменты
произведений
художественной
литературы, передавая
личное отношение к про
Объяснять свое понимание
нравственнофилософской,
социальноисторической и

эстетической проблематики
произведений выделять в
произведениях элементы
художественной формы и
обнаруживать связи между
ними, постепенно переходя
к анализу текста изведению.
Итого

70 ч.

8 класс
Блок

Тема

Введение

Русская литература и
история. Интерес русских
писателей к
историческому прошлому
своего народа.

Колво
часов
1 ч.

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Лекция с элементами
беседы, работа с учебником

2 ч.

Устное
народное
творчество
Отражение жизни народа
в фольклорных песнях,
частушках, преданиях.
Предания «О Пугачеве»,
«О покорении Сибири
Ермаком».
Из
древнерусской
литературы

1

1

Выражать личное отношение
к художественному
произведению,
аргументировать свою точку
зрения. Представлять
развернутый письменный
ответ на поставленные;
вести учебные дискуссии

2 ч.
Житийная литература как
жанр. Житие Александра
Невского.
«Шемякин суд» как
сатирическое
произведение 18 века.

1

1

.Выразительно читать
фрагменты произведений
древнерусской литературы.
Характеризовать героя
древнерусской литературы.
Выявлять характерные для
произведений древнерусской
литературы темы, образы и

приёмы изображения
человека. Соотносить
содержание жития с
требованиями житийного
канона. Находить в тексте
незнакомые слова и
определять их значение.
Формулировать вопросы
по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос
по тексту произведения.
Из русской
литературы 18
века

3 ч.
Понятие о классицизме
Д.И. Фонвизин
«Недоросль» (сцены).

Из русской
литературы 19
века

1
2

Определять родожанровую
специфику художественного
произведения. Выявлять
особенности языка и стиля
произведения Выразительно
читать с листа и наизусть
произведения/фрагменты
произведений
художественной литературы,
передавая личное отношение
к произведению

35 ч.
И.А. Крылов. Басни
«Лягушки, просящие
царя», «Обоз».
К.Ф. Рылеев. Дума К.Ф.
Рылеева «Смерть
Ермака».
А.С. Пушкин
«Капитанская дочка»,
Михаил Юрьевич
Лермонтов «Мцыри»
Николай Васильевич
Гоголь «Ревизор»

1

1

6+1
3+1
5+1

Выявлять художественно
значимые изобразительновыразительные средства
языка писателя (поэтический
словарь, тропы, поэтический
синтаксис, фоника и др.) и
определять их
художественную функцию
в произведении. Определять
родовую принадлежность
литературного
произведения, выделяя

Н.В. Гоголь. «Шинель».
Урок текущего контроля
по творчеству А.С.
Пушкина, М.Ю.
Лермонтова и Н.В. Гоголя
Иван Сергеевич Тургенев
«Ася»
Поэзия родной природы в
лирике русских поэтов 19
века (А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов, Ф.И. Тютчев,
А.Н. Майков).

2
1

М.Е. Салтыков-Щедрин.
«История одного города»
(отрывки)
Н.С. Лесков.
Нравственные проблемы
рассказа «Старый гений».
Л.Н. Толстой. «После
бала».
Урок текущего контроля
по творчеству И.С.
Тургенева, Н.С. Лесков,
Л.Н. Толстого, М.Е.
Салтыкова-Щедрина.
А.П. Чехов. Слово о
писателе. Рассказ «О
любви»

2

3+1
1

1

2
1

2

характерные признаки эпоса,
лирики и драмы.
Конспектировать литературно-критическую статью.
Готовить развёрнутый
устный или письменный
ответ (составление плана,
подбор цитат из текста,
необходимых фактов при
рассказе о жизни
и творчестве писателя, об
истории создания
произведения, убедительных
аргументов при ответе
на проблемный вопрос).
Давать жанровую характеристику изучаемого
литературного
произведения. Писать
аннотации, отзывы и
рецензии на литературные
произведения либо на их
театральные или
кинематографические
версии. Выявлять
особенности русской
реалистической литературы
в сопоставлении
с отечественной литературой
предшествующих эпох и
зарубежной литературой в
форме развёрнутых устных
или письменных ответов,
сочинений
литературоведческого
характера.
Готовить исследование
(коллективное под
руководством учителя или
индивидуальное по плану,
предложенному
преподавателем)

особенностей реализма
одного из программных
произведений
Воспринимать форму
и содержание литературного
произведения в свете
общеэстетических
характеристик искусства и
литературы определённой
эпохи.
Анализировать литературное
произведение
с учётом
идейно-эстетических,
художественных
особенностей
основных
литературных направлений
(классицизм,
сентиментализм, романтизм,
реализм)
Из литературы
20 века

19 ч.
Иван Алексеевич Бунин.
Рассказ «Кавказ»
Александр Иванович
Куприн Рассказ «Куст
сирени»..
РР Подготовка к
домашнему сочинению по
рассказам А.П. Чехова,
А.И. Куприна, И.А.
Бунина «Что значит быть
счастливым?»
Александр Александрович
Блок. «Россия»..
Сергей Александрович
Есенин. Поэма
«Пугачев».
История на страницах
поэзии 20 века
Иван Сергеевич Шмелев
«Как я стал писателем».

1
1

1

1
2

1
1

Пересказывать содержание
художественного
произведения подробно.
Характеризовать сюжет
произведения, его тематику,
проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Писать аннотации, отзывы и
рецензии на литературные
произведения. Писать
сочинение-размышление.
Определять основные линии
сюжета повести.
Показывать, с помощью
каких художественных
средств формируется образ
главного героя. Писать
сочинение-описание.
Подбирать материал
о биографии и творчестве

Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон".
Тэффи «Жизнь и
воротник», М.М. Зощенко
«История болезни».
Александр Трифонович
Твардовский. «Василий
Теркин».
Вн.чт. Стихи и песни о
Великой Отечественной
войне.
Александр Платонович
Платонов. Рассказ
«Возвращение».
Виктор Петрович
Астафьев. "Фотография,
на которой меня нет».

Литература
русского
зарубежья

2

3+1

1

2

1+1

Поэты русского зарубежья 2 ч.
об оставленной ими
России

Из зарубежной
литературы

писателя, об истории
создания произведения,
о прототипах
с использованием
справочной литературы
и ресурсов Интер-нета.
Читать избранные главы и
составлять сюжетный план.
Находить в тексте
незнакомые слова и
определять их значение.
Формулировать вопросы по
тексту произведения.
Конспектировать и реферировать источники,
необходимые для
подготовки индивидуальной
школьной
исследовательской работы .
Писать сочинениеповествование.
Использовать в письменном
тексте изобразительновыразительные средства
(эпитеты, олицетворения,
сравнения, метафоры).
Составлять план, в том числе
цитатный, литературного
произведения.
Писать сочинениеразмышление на заданную
тему
• определение темы, идеи
• выявление художественно
значимых изобразительновыразительных средств
языка и определение их
художественной функции.

2 ч.
У. Шекспир «Ромео и

1

Соотносить содержание

Джульетта», Ж.Б. Мольер
«Мещанин во
дворянстве».
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера», В. Скотт
«Айвенго»

Подведение
итогов за год

1

произведений зарубежной
литературы с принципами
изображения жизни и
человека, характерными для
определённой литературной
эпохи, направления.
Характеризовать героя
зарубежной литературы

4 ч.
Урок итогового
контроля
Итоговый проект
«Прошлое, настоящее,
будущее в литературе».
Итоги года и задание на
лето

Итого

1
1

2

Ориентироваться в информационном образовательном
пространстве, использовать
энциклопедии, словари,
справочники, специальную
литературу. Пользоваться
каталогами библиотек,
библиографическими указателями, поисковыми
система-ми в Интернете.
Писать контрольное сочинение

70

9 класс
Блок

Тема

Введение (1 ч.)

Значение
художественной
литературы.

Из
древнерусской
литературы (2
ч.)

«Слово о полку Игореве» величайший памятник
древнерусской литературы.
« Поэтическое искусство

Колво
часов
1 ч.

1
1

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Определяют понятия.
Выявляют особенности
русской литературы XIX
века в контексте мировой
культуры.
Анализируют
прочитанное.
Характеризовать
художественную
уникальность жанровой
системы литературы

автора в «Слове…»

Русская
литература
XVIII века (5 ч.)

М.В. Ломоносов. Слово о
поэте и учёном. «Вечернее
размышление…».
Особенности содержания и

1

Древней Руси, выявлять
идейный и
художественный
потенциал древнерусской
литературы в новой
и новейшей литературе
России. Воспринимать
древнерусский текст в
современном переводе и
его фрагменты в
оригинале. Выразительно
читать фрагменты
произведений
древнерусской литературы. Характеризовать
героя древнерусской
литературы. Выявлять
характерные для
произведений
древнерусской
литературы темы, образы
и приёмы изображения
человека. Соотносить
содержание жития с
требованиями житийного
канона. Находить в тексте
незнакомые слова и
определять их значение.
Формулировать вопросы
по тексту произведения.
Давать устный или
письменный ответ
на вопрос по тексту
произведения. Описывать
в сочинении свой опыт
чита-тельской
интерпретации «Слова
о полку Игореве»
Знакомиться с канонами
классицизма. Выявлять
правила комедии класси-

формы произведения.

«Ода на день
восшествия…»
Прославление мира науки,
просвещения в поэзии
Ломоносова.
Н.М. Карамзин. Слово о
писателе и историке.
Понятие о
сентиментализме. «Осень».
«Бедная Лиза». Внимание
писателя к внутренней
жизни человека.

1

«Бедная Лиза» как
произведение
сентиментализма.
Утверждение
общечеловеческих
ценностей.

1

Сочинение по
произведениям литературы
18 века

1

1

цизма. Читать по ролям
отрывки из комедии.
Знакомиться с
национальной
самобытностью
отечественного
классицизма, его
гражданским,
патриотическим пафосом.
Выявлять в тексте
произведений
особенности поэтики
жанра оды. Выразительно
читать оды
Выявлять правила
комедии классицизма.
Соотносить содержание
произведений русской
литературы XVIII в. с
особенностями русского
Просвещения
и классицизма. Описывать
опыт читательской
интерпретации
классического или
современного произведения.
Подбирать и обобщать
дополнительный материал
о биографии и творчестве
писателя
(Д.И. Фонвизина).
Анализировать
литературное
произведение с учётом
идейно-эстетических,
художественных
особенностей
сентиментализма.
Подбирать и обобщать
дополнительный материал
о биографии и творчестве

Шедевры
русской
литературы 19
века (31 ч.)

В.А.Жуковский. Жизнь и
творчество. «Море».
Лирический герой.
А.С.Грибоедов Жизнь и
творчество. Комедия
«Горе от ума».

1

Анализ 1,2 действия
комедии А.Н. Грибоедова
«Горе от ума».

1

Анализ 3 действия. Образ
Чацкого в комедии.

1

Анализ 4 действия. Образ
Репетилова, Молчалина,
Скалозуба. Язык комедии
А.С. Грибоедова «Горе от
ума».

1

РР Классное сочинение
обучающего характера по
комедии А.Н. Грибоедова
«Горе от ума».

1

А.С.Пушкин. Жизнь и
творчество. Лицейская
лирика. Дружба и друзья в

1

1

Н.М. Карамзина.
Читать осознанно
художественное
произведение, эмоционально откликаться на
прочитанное, выражать
личное читательское
отношение к
прочитанному
Выявлять художественно
значимые изобразительновыразительные средства
языка писателя
(поэтический словарь,
тропы, поэтический
синтаксис, фоника и др.) и
определять их
художественную
функцию в произведении.
Определять родовую
принадлежность
литературного
произведения, выделяя
характерные признаки
эпоса, лирики и драмы.
Конспектировать литературнокритическую
статью. Готовить
развёрнутый устный или
письменный ответ (составление плана, подбор
цитат из текста,
необходимых фактов при
рассказе о жизни
и творчестве писателя, об
истории создания
произведения,
убедительных аргументов при ответе
на проблемный вопрос).
Давать жанровую ха-

лирике Пушкина.
Тема поэта и поэзии в 1
лирике
Пушкина:
«Пророк», «Я памятник
себе воздвиг...»
Проверочная работа по
лирике А.С.Пушкина

1

1
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин». История создания.
Система образов романа.
Сюжет. Онегинская строфа.
Типическое и
индивидуальное в образах
Онегина и Ленского.
Трагические итоги
жизненного пути.

1

Татьяна Ларина —
нравственный идеал
Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Эволюция
взаимоотношений Татьяны
и Онегина. Анализ двух
писем.

1

Образ автора в романе А.С.
Пушкина «Евгений
Онегин».

1

Классное сочинение по
роману А.С. Пушкина
«Евгений Онегин».
М.Ю. Лермонтов: судьба и
личность поэта. Мотивы
вольности и одиночества в
лирике. «Нет, я не
Байрон...», «Парус».

2

Образ поэта-пророка в
лирике: «Смерть поэта»,

1

1

рактеристику изучаемого
литературного
произведения. Писать
аннотации, отзывы и
рецензии на литературные
произведения либо на их
театральные или
кинематографические
версии. Выявлять
особенности русской
реалистической
литературы в сопоставлении с отечественной
литературой
предшествующих эпох и
зарубежной литературой в
форме развёрнутых
устных или письменных
ответов, сочинений
литературоведческого
характера.
Готовить исследование
(коллективное под
руководством учителя или
индивидуальное по плану,
предложенному
преподавателем)
особенностей реализма
одного из программных
произведений
Воспринимать форму
и содержание
литературного произведения в свете
общеэстетических
характеристик искусства и
литературы определённой
эпохи.
Анализировать
литературное

«Поэт», «Пророк».
Роман «Герой нашего
времени» как первый
психологический роман.
Замысел, смысл названия и
проблематика романа.

1

Анализ повестей «Бэла»,
«Максим Максимыч».

1

Анализ повести «Тамань».

1

Анализ повести «Княжна
Мери». Печорин и его
двойники (Грушницкий и
Вернер). Печорин и Мери.
Печорин и Вера.

1

Анализ повести
«Фаталист». Ее
философскокомпозиционное значение.

1

Контрольная работа по
роману «Герой нашего
времени»

1

Н.В. Гоголь: судьба
писателя. Первые
творческие успехи.
«Мертвые души». Сюжет и
композиция поэмы.
Проблема жанра.

1

Образы помещиков:
Манилов, Коробочка,
Ноздрев, Собакевич и
Плюшкин в поэме Н.В.
Гоголя.

2

Губернский город в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые
души». Анализ глав I, VII,

1

произведение с учётом
идейно-эстетических,
художественных
особенностей основных
литературных
направлений (классицизм,
сентиментализм,
романтизм, реализм)

VIII, IX, X.

Литература XX
века (16 ч.)

Ф.М. Достоевский.Слово о
писателе. «Белые ночи».

1

Черты внутреннего мира
«петербургского
мечтателя».

1

Контрольная работа
«Литература 19 века»

1

А.П. Чехов. Слово о
писателе. «Тоска». Тема
одиночества человека в
мире.

1

И.А. Бунин. Слово о 2
писателе. «Темные аллеи».
История любви Надежды и
Николая Алексеевича.
1
М.А. Булгаков. Слово о
писателе. «Собачье сердце»
как социально-философская
сатира на современное
общество.
История создания и судьба
повести. Система образов.

1

Гуманистическая позиция
автора. Смысл названия.
Подготовка к домашнему
сочинению

1

М.И. Цветаева. Лирическая
биография поэтессы.
Особенности поэтики
Цветаевой.

1

А. Ахматова. Слово о поэте. 1
Трагические интонации в
любовной лирике.
Н.Заболоцкий. Слово о
поэте. Философский

1

Определять тему и идею
произведения,
пересказывать сюжет,
характеризовать персонажей, давать их
сравнительные
характеристики,
определять основной
конфликт, группировку
образов, основные этапы
развития сюжета, характеризовать своеобразие
языка писателя.
Характеризовать героя
русской литературы
первой половины XX в.
Подбирать и обобщать
дополнительный материал
о биографии и
творчестве А.П. Чехова.
Сопоставлять сюжеты,
персонажей литературных
произведений
Делать выводы об
особенностях
художественного мира,
сюжетов, проблематики и
тематики произведений
конкретного писателя.
Писать сочинение
на литературном

характер лирики
Заболоцкого.
1
М.А. Шолохов. Слово о
писателе. «Судьба
человека» Судьба человека
и судьба Родины в рассказе.
Особенности композиции
рассказа. Образ авторарассказчика.

1

РР Сочинение по рассказу
М.А. Шолохова «Судьба
человека»

1

А.Т. Твардовский. Слово о
поэте. Стихи о Родине.

1

1
А.И.Солженицын. Слово о
писателе. «Матренин двор».
Картины послевоенной
деревни в рассказе.

Из зарубежной
литературы (6
ч.)

Образ праведницы в
рассказе, трагизм ее
судьбы.

1

Контрольная работа
«Литература 20 века»

1

Античная лирика. Катулл.
Слово о поэте. Чувства и
разум в любовной лирике
поэта.

1

Гораций. Слово о поэте. «К
Мельпомене».

1

Данте Алигьери. Слово о
поэте. «Божественная
комедия». Обзор
содержания.
Множественность смыслов
поэмы и ее философский

1

материале и с использованием собственного
жизненного и
читательского опыта
Характеризовать героя
русской литературы
первой половины XX
в.Выразительно читать
наизусть лирические стихотворения и фрагменты
произведений русской
литературы первой
половины XX в.
Проводить
индивидуальную работу
по подготовке рефератов
и докладов по проблемам
русской литературы XX в.
с последующим
рецензированием
несколькими учащимися и
обсуждением наиболее
интересных работ в классе

Соотносить содержание
произведений зарубежной
литературы с принципами
изображения жизни и
человека, характерными
для определённой
литературной эпохи,
направления.
Характеризовать героя
зарубежной литературы

характер.
У.Шекспир. Слово о поэте.
Сонет 33.

1

И. Гете. Слово о поэте.
«Фауст». Поиски
справедливости и смысла
человеческой жизни.
Противостояние добра и
зла.

1

Трагизм любви Фауста и 1
Гретхен. Идейный смысл
трагедии.

Подведение
итогов за год 7
ч.)

Итого

Повторение
пройденного материала
Итоговая контрольная
работа
Итоги года и задания
для летнего чтения.
Резерв

2
2
1
2

68 ч.

Ориентироваться в
информационном
образовательном
пространстве,
использовать
энциклопедии, словари,
справочники,
специальную литературу.
Пользоваться каталогами
библиотек,
библиографическими
указателями, поисковыми
системами в Интернете.
Писать контрольное
сочинение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».