Коновалова Елена Яковлевна И.О. Директора МБОУ СОШ №4 Подписано цифровой подписью: Коновалова Елена Яковлевна И.О. Директора МБОУ СОШ №4 Дата: 2023.10.02 11:24:49 +05'00' Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 «07» июня 2022 г. № 51 Учебный план дополнительного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» на 2023 – 2024 учебный год Составитель: заместитель директора по УВР, Елагина Н.Н. Пояснительная записка Учебный план дополнительного образования МБОУ СОШ № 4 включает перечень кружков и секций дополнительного образования для всех ступеней общего образования, и обеспечивает полноту реализации целей образования, сформулированных в программе развития школы, соответствие содержания дополнительного образования типу и виду ОУ и образовательной программе школы, а также интересам и потребностям обучающихся, их особенностям и возможностям. Учебный план обеспечивает: права учащихся на получение дополнительного образования на базе своего образовательного учреждения; индивидуально-ориентированный подход к учащимся во внеучебном процессе (через систему занятий в кружках и секциях дополнительного образования); оптимальную нагрузку учащихся, осуществление образовательного процесса в соответствии с валеологическими критериями и нормами. Дополнительное образование ориентировано на решение следующих задач: обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование; творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе; организация содержательного досуга; обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования составлено с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательном учреждении. Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях. Формирование кружков и секций происходит по запросам родителей и обучающихся. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию, через регистрацию на сайте персонифицированного дополнительного образования Свердловской области. По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией. Структура дополнительного образования. Физкультурно-спортивная направленность Физкультурно-спортивная направленность обеспечивает создание здоровьесберегающей образовательной среды (комфортные условия, гармоничные межличностные отношения, позитивный психоэмоциональный настрой и др.), задающей механизм формирования бережного отношения к здоровью как к одной из базовых ценностей личности. Содержание образования данного направления реализуется через: Программу дополнительного образования «Даёшь ГТО!», которая рассчитана на обучающихся 1 –9 классов. Цель программы: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности. Реализация программы предполагается решение следующих задач: - создание положительного отношения учащихся к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивнооздоровительной деятельности; - углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, приобретённых на уроках физической культуры; - развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных возможностей организма; - обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО; - формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО; - формирование у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни. Программа дополнительного образования «Шахматы» рассчитана на обучающихся 1 – 9 классов. Цель программы: подготовка юных шахматистов IV-го спортивного разряда и выше, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры. Задачи программы: Способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре. Усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии. Знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических приёмов в типовых положениях. Освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях. Обучение воспитанников знаниям об основных стратегических и тактических идеях большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного репертуара. Комплексное формирование основ шахматной культуры. Программа дополнительного образования «Волейбол» рассчитана на обучающихся 7-9 классов. Цель программы: формирование физической культуры личности в процессе всестороннего развития физических качеств учащихся, овладения техникой и тактикой игры в волейбол и их основными правилами. Задачи: Образовательные: формирование необходимых теоретических знаний; обучение технике и тактике игры; обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях. Воспитательные: воспитание моральных и волевых качеств; выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи; формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья. Развивающие: развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта; совершенствование навыков и умений игры. Художественная направленность Художественная направленность дополнительного образования связана с идеей целостного развития личности ребенка и преодолением устаревшего стереотипа, отдающего предпочтение развитию интеллекта в ущерб эмоциональночувственной сфере личности, знакомит с лучшими традициями в области культуры и искусства, выявляет и развивает художественно-эстетические способности детей. Содержание образования в рамках данного направления направлено на проектирование и организацию эмоционально развивающей образовательной среды, обеспечивающей гармонизацию чувственной и рациональной сферы личности, формирование компетенций личностного самосовершенствования и творческой самореализации учащихся. Содержание образования художественной направленности реализуется через следующие программы дополнительного образования: Программа дополнительного образования «Хоровое пение», составлена с учётом свободного посещения детьми занятий в трех возрастных группах. Цель: формирование и развитие у детей вокальных навыков, развитие интеллектуального и творческого потенциала, эмоциональной и нравственной сферы, расширение кругозора, воспитание общей культуры личности в процессе общения с высокохудожественными образцами русской и зарубежной классики, современной популярной детской музыки, и в конечном итоге, формирование гармонично развитой личности ребёнка, создания благоприятных условий для получения дополнительного образования художественной направленности, успешной адаптации в обществе и способствует решению следующих задач: Обучающие: приобретение знаний о певческом голосообразовании; формирование и совершенствование вокально-технических, художественных, певческих навыков; формирование представления учащихся о стилях, средствах музыкальной выразительности, построении драматургии песни; Развивающие: развитие исполнительских навыков; развитие музыкально - эстетического вкуса; формирование и развитие творческих способностей учащихся; выявление одарённых (талантливых) и мотивированных детей, содействие их дальнейшему совершенствованию; Воспитательные: формирование новых социальных ценностей, связей, жизненных ориентиров; создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности учащихся; создание условий, способствующих расширению спектра видов деятельности для удовлетворения потребностей и интересов детей; формирование у ребёнка социальной компетентности, готовности к общественной деятельности. Программа дополнительного образования «Школьный театр». Программа разработана для детей школьного возраста 8-15 лет, в том числе для детей с проблемами в социальной адаптации. Цель программы - развитие духовно-нравственной культуры личности ребёнка, художественно-эстетического вкуса средствами театрального искусства и театральной педагогики. Задачи программы: Обучающие: обучить детей элементам актерского мастерства. обучить ребят различным специальным упражнениям для раскрепощения психофизического аппарата ребенка; научить ребенка словесным и бессловесным элементам действия; освоить разные виды театрального искусства; обучить детей методике работы с драматургическим материалом; приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Развивающие: развить творческую активность детей, участвующих в театрализованной деятельности. развить актерские навыки у детей; развить самостоятельность и творческую активность. Воспитательные: создание условий для развития личности ребенка и адаптации его в коллективе. воспитать самостоятельность и активность. Программа дополнительного образования «Школа танца «Каприз»». Программа способствует развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию силы воли и характера, приобщению к искусству, созданию творческой атмосферы в коллективе. Цель программы – развить художественно-эстетические способности посредством обучения танцевальному виду искусства. Программа ставит перед собой следующие задачи: Обучающие: сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту; дать знания, умения и сформировать навыки в области хореографии; укрепить костно-мышечный аппарат обучающихся; совершенствовать технические данные исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений. Развивающие: развить музыкальные качества (музыкальный слух, чувство ритма); развить психические процессы (внимание, мышление, память). Воспитательные: освоить обучающимися норм и правил поведения; воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость. Техническая направленность Техническое мышление имеет некоторую специфику по сравнению с задачами, решаемыми в других сферах деятельности. Эта специфика относится к содержанию представлений, идей, которыми мысленно оперирует человек, а также к его интересам, склонностям. Характеризуя направленность технического мышления, многие выделяются особенности: а) техническое мышление отличается четкостью и точностью мыслительных операций, направленностью на точные расчеты; б) техническое мышление – практическое мышление; в) технический ум – ум гибкий, чуждый шаблонности; г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схеме, чертежах, макетах и т.д. Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника» рассчитана на обучающихся 4-5 классов. Цель: Развитие способностей детей, проявляющих интерес к робототехнике, реализация их творческих идей через конструирование, программирование и исследования моделей с использованием современных компьютерных технологий и интеллектуальных конструкторов. Задачи: Обучающие обучить современным разработкам по робототехнике в области образования; обучить учащихся комплексу базовых технологий, применяемых при создании роботов, основным принципам механики; обучить основам программирования в компьютерной среде разработки программ (использовать компьютеры, как средства управления моделью и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами, составление управляющих алгоритмов для собранных моделей); научить учащихся грамотно выражать свою идею, проектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию; обучить учащихся решению ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением; изучить правила соревнований по конструированию и программированию. Развивающие: развивать у учащегося навыки инженерного мышления, умения работать по предложенным инструкциям, конструирования, программирования и эффективного использования робототехнических систем; развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность; развивать креативное мышление и пространственное воображение, умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Воспитательные: повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем; воспитывать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата; формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности. Программа дополнительного образования «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды» рассчитана на обучающихся 5 классов. Цель программы: освоение обучающимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна через кейстехнологии. Задачи программы: обучающие: • объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайнпроектирования, дизайн-аналитики, генерации идей; • сформировать базовые навыки ручного макетирования и прототипирования; • сформировать базовые навыки работы в программах трёх мерного моделирования; • сформировать базовые навыки создания презентаций; • сформировать базовые навыки дизайнскетчинга; • привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования. развивающие: • формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); • способствовать расширению словарного запаса; • способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности; • способствовать формированию интереса к знаниям; • способствовать формированию умения практического применения полученных знаний; • сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п. воспитательные: • воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; • способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; • способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; • воспитывать трудолюбие, уважение к труду; • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи; • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне. Программа дополнительного образования «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3D-моделирование и программирование» рассчитана на обучающихся 6 классов. Цель программы: формирование уникальных Hard- и Soft-компетенций по работе с VR/AR-технологиями через использование кейс-технологий. Задачи программы: Обучающие: • объяснить базовые понятия сферы разработки приложений виртуальной и дополненной реальности: ключевые особенности технологий и их различия между собой, панорамное фото и видео, трекинг реальных объектов, интерфейс, полигональное моделирование; • сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки приложений для мобильных устройств и/или персональных компьютеров с использованием специальных программных сред; • сформировать базовые навыки работы в программах для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; • сформировать базовые навыки работы в программах для трёхмерного моделирования; • научить использовать и адаптировать трёхмерные модели, находящиеся в открытом доступе, для задач кейса; • сформировать базовые навыки работы в программах для разработки графических интерфейсов; • привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования. Развивающие: • на протяжении всех занятий формировать 4K-компетенции критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация; • способствовать расширению словарного запаса; • способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности; • способствовать развитию алгоритмического мышления; • способствовать формированию интереса к техническим знаниям; • способствовать формированию умения практического применения полученных знаний; • сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п. Воспитательные: • воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; • способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; • способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; • воспитывать трудолюбие, уважение к труду; • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи; • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной ИТ-отрасли. Программа дополнительного образования «Геоинформационные технологии» рассчитана на обучающихся 7 классов. Основной целью программы является вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработку научноисследовательских и инженерных проектов. Задачи программы: Обучающие: • приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами; • ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации; • обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации; • обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах; • знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий. Развивающие: • формирование интереса к основам изобретательской деятельности; • развитие творческих способностей и креативного мышления; • приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений; • формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности; • развитие геопространственного мышления; развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии. Воспитательные: • формирование проектного мировоззрения и творческого мышления; • формирование мировоззрения, по комплексной оценке, окружающего мира, направленной на его позитивное изменение; • воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге; • воспитание культуры работы в команде. Социально-гуманитарная направленность. Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Программа дополнительного образования «АБВГДЕйка». Программа разработана для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Цель программы – всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. Задачи программы: Обучающие: обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире; Развивающие: развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, умения работать в группе; развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность. Воспитательные: Создание условий для развития личности ребенка и адаптации его в коллективе. Воспитать самостоятельность и активность Учебный план дополнительного образования для 1-10 классов Направлени Название 1 2 3 е программы класс класс класс 1. 1.1. «Даешь 1 1 0,5 Физкультур ГТО!» но1.2. 1 1 1 спортивная «Шахматы» направленно 1.3 Волейбол сть 2. 2.1. «Хоровое 1 1 1 Художестве пение» нная 2.2. «Школа 1 1 1 направленно танца «Каприз»» сть 2.3. 1 1 0,5 «Школьный театр» 3. 3.1. Техническая «Образовательна направленно я сть робототехника» 3.2. «Промышленны й дизайн. Проектирование материальной среды» 3.1. «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3Dмоделирование и программирован ие» 4 2-4к класс класс 0,5 0,5 5-6к 5 6 7а 7б класс класс класс класс класс 0,5 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 8 9 класс класс 0,5 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 4 2+2 0,5 0,5 0,5 10 Всего 8 1 1 1 7-9к класс 1 1 10 2 9 0,5 0,5 9 0,5 0,5 9 4 2 2 4 2+2 4 Направлени Название 1 2 е программы класс класс 3.3 «Геоинформаци онные технологии» Социально4.1 АБВГДейка гуманитарна (дошкольники) я Итого по классу: 5 5 3 4 2-4к класс класс класс 5-6к 5 6 7а 7б класс класс класс класс класс 1 1 8 9 класс класс 7-9к класс 10 Всего 2 1 4 8,5 2,5 1 7 8,5 4,5 4,5 3 2,5 1,5 1,5 60