Учебный план дополнительного образования 2023-24

Коновалова
Елена
Яковлевна И.О.
Директора
МБОУ СОШ №4

Подписано цифровой подписью:
Коновалова Елена Яковлевна
И.О. Директора МБОУ СОШ №4
Дата: 2023.10.02 11:24:49 +05'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
«07» июня 2022 г. № 51

Учебный план
дополнительного образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
на 2023 – 2024 учебный год

Составитель:
заместитель директора по УВР,
Елагина Н.Н.

Пояснительная записка
Учебный план дополнительного образования МБОУ СОШ № 4 включает перечень кружков и секций
дополнительного образования для всех ступеней общего образования, и обеспечивает полноту реализации целей
образования, сформулированных в программе развития школы, соответствие содержания дополнительного образования
типу и виду ОУ и образовательной программе школы, а также интересам и потребностям обучающихся, их особенностям
и возможностям.
Учебный план обеспечивает:
 права учащихся на получение дополнительного образования на базе своего образовательного учреждения;
 индивидуально-ориентированный подход к учащимся во внеучебном процессе (через систему занятий в кружках и
секциях дополнительного образования);
 оптимальную нагрузку учащихся, осуществление образовательного процесса в соответствии с валеологическими
критериями и нормами.
Дополнительное образование ориентировано на решение следующих задач:
 обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
 творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах
личности ребенка, общества, государства;
 развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
 формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
 организация содержательного досуга;
 обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального
самоопределения и творческого труда детей.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования составлено с учетом того, что они являются
дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательном учреждении.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения, как в одновозрастных,
так и в разновозрастных объединениях. Формирование кружков и секций происходит по запросам родителей и
обучающихся. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию, через регистрацию на сайте
персонифицированного дополнительного образования Свердловской области.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся
отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их
проведения определяет педагог по согласованию с администрацией.

Структура дополнительного образования.
Физкультурно-спортивная направленность
Физкультурно-спортивная направленность обеспечивает создание здоровьесберегающей образовательной среды
(комфортные условия, гармоничные межличностные отношения, позитивный психоэмоциональный настрой и др.),
задающей механизм формирования бережного отношения к здоровью как к одной из базовых ценностей личности.
Содержание образования данного направления реализуется через:
Программу дополнительного образования «Даёшь ГТО!», которая рассчитана на обучающихся 1 –9 классов.
Цель программы: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в
укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.
Реализация программы предполагается решение следующих задач:
- создание положительного отношения учащихся к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивнооздоровительной деятельности;
- углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, приобретённых на уроках
физической культуры;
- развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных возможностей организма;
- обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной
направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
- формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов)
комплекса ГТО;
- формирование у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в систематических занятиях
физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни.
Программа дополнительного образования «Шахматы» рассчитана на обучающихся 1 – 9 классов.
Цель программы: подготовка юных шахматистов IV-го спортивного разряда и выше, владеющих базовыми
навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.
Задачи программы:
 Способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в
практической игре.
 Усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и краткосрочного
планирования действий во время партии.
 Знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических приёмов в типовых
положениях.

 Освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях,
методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях.
 Обучение воспитанников знаниям об основных стратегических и тактических идеях большинства дебютных
построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного репертуара.
 Комплексное формирование основ шахматной культуры.
Программа дополнительного образования «Волейбол» рассчитана на обучающихся 7-9 классов.
Цель программы: формирование физической культуры личности в процессе всестороннего развития физических
качеств учащихся, овладения техникой и тактикой игры в волейбол и их основными правилами.
Задачи:
Образовательные:
 формирование необходимых теоретических знаний;
 обучение технике и тактике игры;
 обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.
Воспитательные:
 воспитание моральных и волевых качеств;
 выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности,
дисциплинированности, взаимопомощи;
 формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
 формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья.
Развивающие:
 развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных,
выносливости, гибкости);
 повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
 совершенствование навыков и умений игры.
Художественная направленность
Художественная направленность дополнительного образования связана с идеей целостного развития личности
ребенка и преодолением устаревшего стереотипа, отдающего предпочтение развитию интеллекта в ущерб эмоциональночувственной сфере личности, знакомит с лучшими традициями в области культуры и искусства, выявляет и развивает
художественно-эстетические способности детей.

Содержание образования в рамках данного направления направлено на проектирование и организацию
эмоционально развивающей образовательной среды, обеспечивающей гармонизацию чувственной и рациональной сферы
личности, формирование компетенций личностного самосовершенствования и творческой самореализации учащихся.
Содержание образования художественной направленности реализуется через следующие программы
дополнительного образования:
Программа дополнительного образования «Хоровое пение», составлена с учётом свободного посещения детьми
занятий в трех возрастных группах.
Цель: формирование и развитие у детей вокальных навыков, развитие интеллектуального и творческого
потенциала, эмоциональной и нравственной сферы, расширение кругозора, воспитание общей культуры личности
в процессе общения с высокохудожественными образцами русской и зарубежной классики, современной
популярной детской музыки, и в конечном итоге, формирование гармонично развитой личности ребёнка, создания
благоприятных условий для получения дополнительного образования художественной направленности, успешной
адаптации в обществе и способствует решению следующих задач:
Обучающие:
 приобретение знаний о певческом голосообразовании;
 формирование и совершенствование вокально-технических, художественных, певческих навыков;
 формирование представления учащихся о стилях, средствах музыкальной выразительности, построении
драматургии песни;
Развивающие:
 развитие исполнительских навыков;
 развитие музыкально - эстетического вкуса;
 формирование и развитие творческих способностей учащихся;
 выявление одарённых (талантливых) и мотивированных детей, содействие их дальнейшему совершенствованию;
Воспитательные:
 формирование новых социальных ценностей, связей, жизненных ориентиров;
 создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к
истории и культуре своего и других народов;
 формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности учащихся;
 создание условий, способствующих расширению спектра видов деятельности для удовлетворения потребностей и
интересов детей;
 формирование у ребёнка социальной компетентности, готовности к общественной деятельности.

Программа дополнительного образования «Школьный театр». Программа разработана для детей школьного
возраста 8-15 лет, в том числе для детей с проблемами в социальной адаптации.
Цель программы - развитие духовно-нравственной культуры личности ребёнка, художественно-эстетического вкуса
средствами театрального искусства и театральной педагогики.
Задачи программы:
Обучающие:
 обучить детей элементам актерского мастерства.
 обучить ребят различным специальным упражнениям для раскрепощения психофизического аппарата ребенка;
 научить ребенка словесным и бессловесным элементам действия;
 освоить разные виды театрального искусства;
 обучить детей методике работы с драматургическим материалом;
 приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории,
устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развивающие:
 развить творческую активность детей, участвующих в театрализованной деятельности.
 развить актерские навыки у детей;
 развить самостоятельность и творческую активность.
Воспитательные:
 создание условий для развития личности ребенка и адаптации его в коллективе.
 воспитать самостоятельность и активность.
Программа дополнительного образования «Школа танца «Каприз»». Программа способствует развитию
разносторонней личности ребенка, воспитанию силы воли и характера, приобщению к искусству, созданию творческой
атмосферы в коллективе.
Цель программы – развить художественно-эстетические способности посредством обучения танцевальному виду
искусства. Программа ставит перед собой следующие задачи:
Обучающие:
 сформировать интерес
к
хореографическому
искусству, раскрыв
его многообразие и красоту;
 дать знания, умения и сформировать навыки в области хореографии;
 укрепить костно-мышечный аппарат обучающихся;
 совершенствовать технические данные исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений.
Развивающие:
 развить музыкальные качества (музыкальный слух, чувство ритма);

 развить психические процессы (внимание, мышление, память).
Воспитательные:
 освоить обучающимися норм и правил поведения;
 воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Техническая направленность
Техническое мышление имеет некоторую специфику по сравнению с задачами, решаемыми в других сферах
деятельности. Эта специфика относится к содержанию представлений, идей, которыми мысленно оперирует человек, а
также к его интересам, склонностям.
Характеризуя направленность технического мышления, многие выделяются особенности:
а) техническое мышление отличается четкостью и точностью мыслительных операций, направленностью на точные
расчеты;
б) техническое мышление – практическое мышление;
в) технический ум – ум гибкий, чуждый шаблонности;
г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схеме, чертежах, макетах и т.д.
Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника» рассчитана на обучающихся 4-5
классов.
Цель: Развитие способностей детей, проявляющих интерес к робототехнике, реализация их творческих идей через
конструирование, программирование и исследования моделей с использованием современных компьютерных технологий
и интеллектуальных конструкторов.
Задачи:
Обучающие
 обучить современным разработкам по робототехнике в области образования;
 обучить учащихся комплексу базовых технологий, применяемых при создании роботов, основным принципам
механики;
 обучить основам программирования в компьютерной среде разработки программ (использовать компьютеры, как
средства управления моделью и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами, составление
управляющих алгоритмов для собранных моделей);
 научить учащихся грамотно выражать свою идею, проектировать ее техническое и программное решение,
реализовать ее в виде модели, способной к функционированию;
 обучить учащихся решению ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий
механизм или робот с автономным управлением;

 изучить правила соревнований по конструированию и программированию.
Развивающие:
 развивать у учащегося навыки инженерного мышления, умения работать по предложенным инструкциям,
конструирования, программирования и эффективного использования робототехнических систем;
 развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность;
 развивать креативное мышление и пространственное воображение, умение излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на
вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные:
 повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;
 воспитывать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата;
 формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности.
Программа дополнительного образования «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды»
рассчитана на обучающихся 5 классов.
Цель программы: освоение обучающимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна
через кейстехнологии.
Задачи программы:
обучающие:
• объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайнпроектирования, дизайн-аналитики, генерации идей;
• сформировать базовые навыки ручного макетирования и прототипирования;
• сформировать базовые навыки работы в программах трёх мерного моделирования;
• сформировать базовые навыки создания презентаций;
• сформировать базовые навыки дизайнскетчинга;
• привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования.
развивающие:
• формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);
• способствовать расширению словарного запаса;
• способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности;
• способствовать формированию интереса к знаниям;
• способствовать формированию умения практического применения полученных знаний;
• сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; сформировать умение выступать
публично с докладами, презентациями и т. п.

воспитательные:
• воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
• способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
• способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных
заданий;
• воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
• формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
• воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном
дизайне.
Программа дополнительного образования «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности:
3D-моделирование и программирование» рассчитана на обучающихся 6 классов.
Цель программы: формирование уникальных Hard- и Soft-компетенций по работе с VR/AR-технологиями через
использование кейс-технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
• объяснить базовые понятия сферы разработки приложений виртуальной и дополненной реальности: ключевые
особенности технологий и их различия между собой, панорамное фото и видео, трекинг реальных объектов, интерфейс,
полигональное моделирование;
• сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки приложений для мобильных устройств
и/или персональных компьютеров с использованием специальных программных сред;
• сформировать базовые навыки работы в программах для разработки приложений с виртуальной и дополненной
реальностью;
• сформировать базовые навыки работы в программах для трёхмерного моделирования;
• научить использовать и адаптировать трёхмерные модели, находящиеся в открытом доступе, для задач кейса;
• сформировать базовые навыки работы в программах для разработки графических интерфейсов;
• привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования.
Развивающие:
• на протяжении всех занятий формировать 4K-компетенции критическое мышление, креативное мышление,
коммуникация, кооперация;
• способствовать расширению словарного запаса;
• способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности;
• способствовать развитию алгоритмического мышления;
• способствовать формированию интереса к техническим знаниям;

• способствовать формированию умения практического применения полученных знаний;
• сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п.
Воспитательные:
• воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
• способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
• способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных
заданий;
• воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
• формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
• воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной ИТ-отрасли.
Программа дополнительного образования «Геоинформационные технологии» рассчитана на обучающихся 7
классов. Основной целью программы является вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработку научноисследовательских и инженерных проектов.
Задачи программы:
Обучающие:
• приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;
• ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации;
• обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;
• обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;
• знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на
практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.
Развивающие:
• формирование интереса к основам изобретательской деятельности;
• развитие творческих способностей и креативного мышления;
• приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений;
• формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной
и экологической ответственности;
• развитие геопространственного мышления; развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне
зависимости от выбранной профессии.
Воспитательные:
• формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;

• формирование мировоззрения, по комплексной оценке, окружающего мира, направленной на его позитивное
изменение;
• воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в
конструктивном диалоге;
• воспитание культуры работы в команде.
Социально-гуманитарная направленность.
Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на
изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля,
формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных
взаимоотношений, адаптацию в коллективе.
Программа дополнительного образования «АБВГДЕйка». Программа разработана для детей дошкольного возраста
6-7 лет.
Цель программы – всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению
в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств
личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное
отношение к школе.
Задачи программы:
Обучающие:
 обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении:
развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных
количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире;
Развивающие:
 развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, умения работать в группе;
 развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную
учебную деятельность.
Воспитательные:
 Создание условий для развития личности ребенка и адаптации его в коллективе.
 Воспитать самостоятельность и активность

Учебный план дополнительного образования для 1-10 классов
Направлени Название
1
2
3
е
программы
класс класс класс
1.
1.1. «Даешь
1
1
0,5
Физкультур ГТО!»
но1.2.
1
1
1
спортивная
«Шахматы»
направленно
1.3 Волейбол
сть
2.
2.1. «Хоровое
1
1
1
Художестве пение»
нная
2.2. «Школа
1
1
1
направленно танца «Каприз»»
сть
2.3.
1
1
0,5
«Школьный
театр»
3.
3.1.
Техническая «Образовательна
направленно я
сть
робототехника»
3.2.
«Промышленны
й
дизайн.
Проектирование
материальной
среды»
3.1.
«Разработка
приложений
виртуальной и
дополненной
реальности:
3Dмоделирование и
программирован
ие»

4
2-4к
класс класс
0,5
0,5

5-6к
5
6
7а
7б
класс класс класс класс класс
0,5
1
1
0,5
0,5

1

1

1

1

8
9
класс класс
0,5
0,5

1

1

0,5

1

1

1

1

0,5

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

4
2+2

0,5

0,5

0,5

10

Всего
8

1
1

1

7-9к
класс

1

1

10
2
9

0,5
0,5

9
0,5

0,5

9

4

2

2

4
2+2

4

Направлени Название
1
2
е
программы
класс класс
3.3
«Геоинформаци
онные
технологии»
Социально4.1 АБВГДейка
гуманитарна
(дошкольники)
я
Итого по классу:

5

5

3
4
2-4к
класс класс класс

5-6к
5
6
7а
7б
класс класс класс класс класс
1
1

8
9
класс класс

7-9к
класс

10

Всего
2

1

4

8,5

2,5

1

7

8,5

4,5

4,5

3

2,5

1,5

1,5

60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».